Мысли вслух на Лев 12:1-8

Очищение роженицы нередко вызывает вопросы, и вопросы вполне закономерные. В самом деле: ещё до падения Бог велел человеку «плодиться, размножаться и наполнять землю». Ничего, стало быть, греховного ни в супружеской жизни, ни в деторождении не может быть по определению: Божье повеление греховным быть не может. Между тем очищение предполагает необходимость освободить человека или от последствия совершённого им греха, или от воздействия на него чего-то такого, что вошло в мир вследствие грехопадения, а не по Божьей воле и Божьему замыслу. О деторождении, однако, этого сказать никак нельзя.
Почему же в таком случае женщине предписано очищаться после рождения ребёнка? Нам сегодня совершенно невозможно себе представить, каким задумывалось деторождение изначально. Известно лишь, что после грехопадения Бог предупреждает женщину: отныне рождение детей будет для неё «болезненным». Природа человека после падения изменилась, и это изменение не могло не отразиться на деторождении. Причём дело, скорее всего, было не в одной физиологии как таковой. Падший человек уже при своём рождении несёт в себе смерть.
После падения каждый рождается с тем, чтобы в конце концов умереть. Лишь после прихода Христа судьба человека в этом отношении изменилась: теперь, когда Царство, по слову Спасителя, «приблизилось», завершение земного пути уже не означает торжества смерти над жизнью и ухода человека (или, вернее, того, что от него осталось) в шеол, в мире теней, где жизни нет, а есть лишь её жалкое подобие.
В те же времена, когда была написана Книга Левита, жизнь человека была погружена в окружающий её безбрежный океан смерти, и рождение человека было вхождением в смерть гораздо больше, чем в жизнь — хотя, разумеется, мало кто из людей осознавал сказанное в полной мере. Вот потому-то и требовалось роженице очищение — ведь в момент родов она тоже погружалась, пусть и не надолго, в тот океан смерти, который входил в её ребёнка, соприкасающегося с падшим миром.
Ребёнка именно поэтому надо было «выкупать», принося за него соответствующую жертву, но и роженице нужно было очищение, как оно нужно было всегда, когда человек соприкасался со смертью. Сегодня, разумеется, всё уже совсем не так, однако нашей заслуги в этом нет — нам просто повезло родиться тогда, когда смерть уже побеждена. Книга Левита же напоминает нам о том, от чего избавил нас Спаситель, принеся в мир Царство.