Мысли вслух на Быт 13:12-18

Вся история, изложенная в Пятикнижии, — это история союза-завета, история тех отношений Бога со своим народом, описание которых составляет историческую канву Библии, связывая между собой её столь непохожие друг на друга книги. И вот теперь, когда Авраам и Лот разошлись в разные стороны, Бог подтверждает прежде заключённый с Авраамом союз, вновь повторяя, что земля, которую он видит вокруг, будет принадлежать его потомкам. Есть ли связь между двумя этими событиями? Казалось бы, никакого отношения отделение Лота к завету Бога с Авраамом иметь не может. Лот, похоже, вообще не очень-то вникает во всё, что касается завета: он, как и большинство соплеменников Авраама, отношения с Богом оставляет на усмотрение вождя. А вот Богу, как видно, небезразлично, из каких племён сложится Его народ. Казалось бы, чем род Лота хуже рода Авраама, тем более, что они родственники, и притом довольно близкие? Между тем, ответ на вопрос нетрудно найти в самом тексте: Лот готов поселиться где угодно, если только ему понравится местная природа и местный климат. Окружение его не пугает: он, как видно, думает, что грехи местных жителей, среди который ему придётся жить, его не коснутся. Авраам ведёт себя в этом смысле куда осмотрительнее и от палестинских городов с их развратом (во всех смыслах слова) старается держаться подальше, хотя такой выбор заставил его отказаться от возможности поселиться на землях, в природно-климатическом отношении куда более благоприятных, чем Самарийская степь, в которой ему пришлось обитать. Останься Лот и Авраам вместе, последнему пришлось бы считаться с запросами первого, а это неизбежно ограничило бы его возможности в принятии решения о том, где жить и куда отправиться далее. Отделившись от Лота, Авраам развязывает себе руки, получает ту свободу действия, которая необходима вождю народа Божия. И тогда Бог подтверждает Свой с ним союз.