Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Ис 5:16-25

«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» Очень сложно воспринять эти слова, потому что чувствовать себя не мудрым и не разумным неприятно, а порой просто катастрофично. В Москве есть одна очень хорошая физико-математическая школа, в которую собирают самых талантливых детей. Эта школа дала удивительное соцветие разнообразных деятелей науки и образования, среди ее выпускников масса профессоров и не только физики и математики. Но вот однажды мальчик, учившийся в этой школе, покончил с собой и оставил записку, в которой было написано: «Я не хочу быть дураком». А одна девочка, которая тоже училась в этой школе, вынуждена была потом много лет лечить свои депрессии. И эти двое были, увы, совсем не единственными подобным образом травмированными, травмированными даже до смерти. Разве это хорошо? Так зачем же Библия призывает нас к чему-то такому, чувствовать себя не мудрыми, не разумными, то есть попросту дураками, если это так страшно?! Но на самом деле, как раз наоборот, именно от этой страшной черноты Господь и предостерегает нас этими словами. Ведь в чем было падение первочеловека? Он захотел быть как Бог («и вы будете, как боги» Быт 3:5), а Бог в первую очередь мудр. Но далее: «...вы будете, как боги, знающие добро и зло». А сегодня пророк говорит еще: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом». То есть горе тем, кто, зная добро, его называет злом. Здесь уже не в том беда, что знаем, а в том, что, зная, делаем вид, что не знаем, такое вот своего рода второе грехопадение «в обратную сторону». Так зачем же нам в ту или в обратную сторону отпадать от Бога? Если как-то очень глубоко внутренне понять, что Бог во много раз мудрее самого мудрого из нас, человеков, если всегда помнить это, держать в уме эту высоту недостижимую и непререкаемую, то вся наша разница друг между другом нивелируется. Она станет мало заметной, как мало заметна разница между домами, даже небоскребами, и лачугами, когда смотришь на них из иллюминатора самолета. Просто сам вопрос потеряет смысл. Когда думаешь о собственном ничтожестве, о собственной глупости, греховности, никчемности, то неизбежно приходишь к мысли: «Так зачем я живу?» И только одно спасет нас: Бог такой мудрый, мудрее всякого самого мудрого человека, любит меня, хочет, чтобы я жил, «восхотел мне быти». И тогда вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» - просто перестает быть. Он любит меня, Он привел меня сюда и благословил на жизнь, ибо «с каждым Бог говорит прежде, чем сотворит…» (Р.М. Рильке)