Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Быт 48:1-22

С благословением детей Иосифа происходит то же самое, что произошло в своё время с благословением самого Иакова и его брата Исава: Иаков ведь тоже получил «не своё» благословение. Правда, то благословение он заполучил сам и притом обманом, а в данном случае ни о каком обмане говорить не приходится, но суть дела не меняется: первое место получает не тот, кому оно должно было бы принадлежать соответственно обычаю и установившимся традициям. Бог вообще нередко устоявшиеся традиции и человеческие обычаи нарушает, быть может, ещё и с тем, чтобы люди не считали то и другое чем-то незыблемым и исходящим прямо от Него.

Здесь же, между прочим, становится ясно ещё и то, насколько изменилось представление о благословении у Иакова по сравнению с его отцом, Исааком. У Исаака оно ещё вполне традиционное, связанное с традиционными же представлениями о силе, которую можно взять или отдать, но только один раз: ведь то, что отдано, назад уже не вернуть. Сила эта для Исаака связана с Богом Авраама, именно Он её источник, но в остальном благословение, как его понимает Исаак, практически ничем не отличается от языческого.

Даже если он ошибся, даже если Бог не хотел, чтобы он отдал свою силу Иакову вместо Исава (а Исаак вполне мог так думать, обнаружив свою ошибку), сделать ничего было нельзя: что отдано, то отдано. Для самого же Иакова благословение стало в первую очередь действием Божьим, а на себя он смотрит лишь как на инструмент в Его руках. Он лишь носитель Божьей силы, но никак не её хозяин, и передаёт он её только тому, на кого укажет Бог.

Никто другой просто не сможет её получить — ведь в конечном счёте хозяином её остаётся Бог, а человек может быть тут только распорядителем, который волен распоряжаться постольку, поскольку его распоряжения не выходят за рамки Божьего плана, Божьих намерений и Божьей воли. Оттого-то теперь уже невозможными становятся коллизии вроде той, что имела место во время обманом полученного Иаковом благословения. Оно и неудивительно: ведь Иаков действительно стал не просто вождём своего племени, но и вождём народа Божия. Бог сделал Иакова тем, кем хотел Его видеть.