Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Быт 22:10-13

Вся первая половина Книги Бытия (за исключением Пролога, включающего первые одиннадцать её глав) посвящена описанию того, как Авраам постепенно, шаг за шагом, знакомится с Богом, позвавшим его за собой в Палестину, всё лучше Его узнавая. Жертвоприношение Исаака — последний, драматический шаг этого знакомства.

Зачем, казалось бы, Богу проверять человека на то, чего ему никогда не придётся делать? Ведь Богу человеческие жертвоприношения не нужны, они для Него — мерзость, в Библии об этом говорится неоднократно. Конечно, в Библии воля Бога и Его попущение не всегда различаются чётко, иногда попущение считается намерением Самого Бога и прямо Ему приписывается. Но ведь даже такой подход нельзя считать полностью ошибочным: если Бог не пресекает чего-то решительно, значит, у Него есть некий план, связанный с происходящим.

Во всяком случае очевидно одно: Авраам выдерживает испытание, и Бог это подтверждает. В чём же смысл испытания? Мог ли Авраам думать, что его Бог потребует от него человеческой жертвы? Может быть: ещё раньше Он назвал Себя именем Эль-шадай, «Бог силы», а богов с такими именами древние язычники были склонны искать скорее в нижнем, чем в верхнем мире, скорее в царстве мёртвых под землёй, чем на небесах.

Как бы то ни было, источник той силы, которую предполагает открытое Богом Аврааму имя, они помещали не на небеса, а в нижний мир. От владыки нижнего мира, мира теней и царства мёртвых, можно было ожидать требования человеческого жертвоприношения. Но как мог Бог Авраама требовать от него в жертву сына? Ведь Он Сам ещё раньше говорил, что именно с ним, с этим чудесным образом родившимся на свет сыном, будут связаны все данные Им прежде обещания!

Что же могло означать требование принести его в жертву? Было ли всё обманом с самого начала? Но ведь обещанный сын всё-таки появился на свет, притом тогда, когда ожидать этого было уже совершенно невозможно! Это было самое настоящее испытание, испытание абсурдом, выдержать которое можно, полагаясь лишь на полноту доверия к Богу в ситуации, когда разум отказывается осмысливать происходящий с человеком ужас.

Авраам это испытание выдерживает: он надеется до конца. А в конце ситуация чудесным образом разрешается: ведь Богу действительно не нужны человеческие жертвоприношения. Ему нужно наше доверие. Иногда вопреки очевидности.