Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Быт 45:1-28

Самое важное, что вынес Иосиф из опыта египетской жизни — цельность восприятия реальности. Это утверждение может показаться странным, но так оно и есть: большой Божий мир открылся Иосифу в перипетиях его непростой судьбы, а его братья остались тем, чем были, когда он с ними расстался. Лучшее тому свидетельство — слова Иосифа о его жизни и о его приключениях в Египте. Свою жизнь он воспринимает как миссию. Он прямо говорит братьям: это не вы продали меня в рабство, это Бог привёл меня в Египет, чтобы теперь вас же спасти.

Такой поворот мысли и сюжета столь часто встречается в разного рода нравоучительных текстах, что он уже стал общим местом; но ведь многие верующие люди готовы свидетельствовать о чём-то подобном на основании своего личного жизненного опыта. Тут явно просматривается какая-то духовная закономерность. Закономерность, связанная, скорее всего, с тем, где, в каком измерении происходят события. Вернее, в каком мире. В том большом Божьем мире, который с самого начала был и остаётся сейчас Божьим Царством, или в том маленьком отделённом от Царства мирке, который появляется всюду, где действуют те, кто Богу противостоит? В этом и заключается главный вопрос.

Иосиф и его братья живут и действуют в разных мирах. Иосиф тоже, конечно же, не сразу вышел в большой Божий мир, мир этот не сразу ему открылся. Потребовался опыт жизни в доме Потифара и пребывания в тюрьме, а затем — в должности первого министра. Потребовались «качели» — жизненные и экзистенциальные, надо было пережить полный крах всех планов, надежд и ожиданий, чтобы воля Божья стала для Иосифа очевидной именно как сила, действующая в его собственной жизни, а не «вообще».

Вот тогда-то, когда всё описанное произошло, а воля Божья стала для Иосифа реальностью, ему и открылся большой Божий мир. В этом мире действует лишь одна воля — Божья и осуществляется лишь один план — Божий. Планы братьев Иосифа, конечно, тоже осуществляются, но в их собственном мирке. Там, в своём мирке, они могут оказаться победителями, и даже почти наверное окажутся. Оно и неудивительно: ведь это их мир, они в нём хозяева.

Вот только победа в своём отдельном от большого Божьего мира маленьком мирке в большом Божьем мире оборачивается поражением. Оборачивается совершенно незаметно для живущих в собственном мирке, как раз тогда, когда им самим кажется, что они победили и достигли всего, чего хотели. Тут-то и оказывается нередко, что победа оказалась иллюзорной, а поражение — вполне реальным. Братья продали Иосифа в рабство, избавились от него, как и хотели, но поклониться ему им всё-таки пришлось. Пришлось потому, что таков был план Божий.