Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Быт 42:1-38

Настал, наконец, день, когда братьям пришлось сделать то, чего они так хотели избежать: им пришлось поклониться Иосифу. Они, правда, его не узнали, что и неудивительно: они никак не ожидали найти своего брата на месте первого министра. Иосиф же узнаёт братьев сразу: наверное, он никогда их и не забывал.

Странным кажется лишь то, как ведёт себя Иосиф со своими братьями. Если он хотел их проучить или наказать, что ему стоило сделать это сразу? Если простил им всё, то почему было им не открыться при первой же встрече? У Иосифа явно другие планы, он чего-то хочет от своих братьев.

То ли чего-то от них добиться, то ли что-то им объяснить. «В лоб», конечно, объяснять бесполезно: если братья Иосифа как-то до той поры без него обходились, не особо его вспоминая, значит, скорее всего, просто продали в рабство и забыли. Ну, может, и не совсем забыли, но уж точно вспоминали не часто. Вот Иосиф и хочет заставить их вспомнить. Именно вспомнить, а не просто увидеть себя во всём блеске своего положения, о котором никто из оставшихся в пустыне братьев и мечтать не мог.

Такого нового Иосифа браться бы наверняка признали и так же наверняка бы испугались: теперь-то он вполне мог бы припомнить им всё, если бы только захотел. Иосиф же хотел, чтобы они вспомнили именно того, прежнего младшего брата, от которого так хотели избавиться, чтобы вспомнили, как продавали его в рабство. Теперь ситуация переменилась: прежде Иосиф зависел от своих братьев, зависел всецело и безоговорочно, а теперь они так же всецело и безоговорочно зависели от него.

Дальше всё просто: если вы не шпионы, в следующий раз приведите ко мне своего младшего брата, а до той поры оставьте заложника — практика для тех времён вполне обычная, к таким методам прибегали даже вполне солидные правители вполне солидных государств. Теперь им уже не забыть своего младшего брата, не забыть никогда. Но не только это — ещё хлеб, полученный даром. Чтобы было понимание: в мире случается не только зло, но и добро — а человек может выбирать, что через него войдёт в мир. Так Иосиф преподаёт братьям первый урок — жёсткий, но совершенно необходимый.