Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Быт 36:1-43

Бог не забыл Исава. Его потомки — идумеи, жители Эдома, или Идумейского царства, находившегося на восточном берегу Мёртвого моря. Исаву всё же пришлось уйти из Беэр-Шевы — притом, что Иаков не выказывал ему никакой враждебности. Скорее всего проблема была в том, что двум патриархам, двум основателям двух достаточно многочисленных народов просто стало тесно в одном хоть и большом, но всё же не безграничном оазисе.

Вождём народа Божия должен был стать Иаков, и он им стал — после ухода Исава. Исав ушёл от Иакова, ушёл из Беэр-Шевы — но не ушёл от Бога. Он и не собирался уходить от Бога — по крайней мере, в Библии о его противлении Богу не говорится ничего. Исав тоже потомок Авраама, как и Измаил, ушедший в пустыню ещё раньше, просто у Бога относительно него (как и относительно Измаила, кстати) Свои планы.

Все евреи потомки Авраама, но не все потомки Авраама евреи. Тут явно не случайность, а Божий план. В Божьем замысле не только евреи. Не только народ Божий. У Него есть некоторые планы и относительно других народов тоже. Встаёт естественный вопрос об этих других — о потомках Ноя, например. Авраам среди потомков Ноя, но ведь далеко не один Авраам. Ноево благословение распространяется на всех, кого он благословил — вернее, на всех, кого Бог благословляет через него.

И благословение Авраамово тоже распространяется на всех, кого Бог благословляет через Авраама. Тут-то и обнаруживается интересная закономерность: вначале Ноево благословение, благословение праведника, ставшего символом всех праведников всех времён и народов, обнимает собой Авраама, а затем Авраамово благословение, благословение того, кому предстояло стать, по слову апостола, «отцом всех верующих», обнимает собой народы языческие, восходящие к Аврааму, но частью народа Божия не ставшие.

В таком «пересечении» благословений, в «наложении» их друг на друга наверное есть какой-то смысл, пока нам непонятный. Ясно одно: история завета — нелинейная, тут нет места простым схемам. Каждое Божье благословение — это действие Его воли, и нередко такие действия накладываются друг на друга, проецируясь на земное время в виде самых причудливых узоров еврейской истории и истории других, сопредельных народов. Узоров, смысл которых станет понятен, наверное, лишь в конце времён.