Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на Быт 8:22

В чём смысл союза, который Бог заключает с Ноем, и в чём его значение? Казалось бы, Бог не обещает Ною ничего особенного. Речь идёт всего лишь о незыблемости существующего в природе порядка вещей, о том, что катастрофа, подобная тому потопу, свидетелем которого стал Ной, больше не повторится. Но, оказывается, это «всего лишь» — настоящее чудо Божье, что сама возможность жить, избегая катаклизмов планетарного масштаба, грозящих человечеству гибелью, вовсе не нечто само собой разумеющееся, а следствие прямого вмешательства Бога в жизнь мира, вмешательство, которое становится следствием заключённого с праведником завета и исполнением данных ему обещаний. А вместе с тем здесь налицо и вся ограниченность этого завета. Во все времена люди задавались одним и тем же вопросом: зачем Богу понадобился какой-то особый, Его собственный, народ? Зачем нужно было приходить Мессии? Разве мало и без того в мире праведников? Неужели их праведности не хватает? В наши дни, впрочем, говорят обычно не о праведниках, а о «хороших людях», но сути дела это не меняет. И вот оказывается, что всей праведности всех праведников всех времён и народов (а Ноя можно, в известном смысле, считать собирательным образом, символизирующим таких праведников) хватает лишь на то, чтобы мир не погиб, не рухнул в пропасть под тяжестью того греха, который тяготеет над ним с момента грехопадения. Ни о каких кардинальных переменах, ни о каком избавлении мира от власти того зла, в котором он лежит, ни о каком его преображении и речи быть не может. Мир балансирует на грани собственной гибели, и всей праведности всех праведников едва хватает, чтобы удержать его от падения в бездну. А для того, чтобы стало возможным нечто большее, как видно, нужны особые усилия. И Бог предпринимает такие усилия, созидая Свой народ, а затем посылая в мир Мессию, Который принесёт миру Царство, подарив ему то, чего не смогли бы заслужить для него все праведники всех времён и народов.