Мысли вслух на Быт 16:1-16

Бог, как известно из соответствующего библейского рассказа, обещал Аврааму сына. Наследника. Того самого, с которым будут связаны все данные Богом Аврааму обещания относительно будущего его потомков. Авраам ждёт, но наследника всё нет. Ждёт и Сарра — но они с Авраамом ждут по-разному. Авраам ждёт просто, с доверием, он верит Богу, Который обещал ему то, что обещал.
Да, конечно, ждать ребёнка в их возрасте — полное безумие, но ведь Бог Аврааму обещал сына, и поверить Ему на сей раз — безумие не большее того, которое было нужно, чтобы поверить Ему с самого начала, ещё там, в Харране. Так для Авраама — Бог ведь говорил с ним, а не с Саррой, Он был реальностью для Авраама, но не для его жены. Для Сарры, конечно, тоже, но иначе — по рассказам Авраама. Сарра наверняка доверяла мужу, не могла не доверять — иначе они расстались бы гораздо раньше.
И всё же Бога она не слышала — по крайней мере, не слышала Его так, как Авраам. Одно дело слышать самому, другое дело судить по рассказам другого человека, пусть даже человека близкого. В первом случае вера основана на доверии к Тому, Кто говорил, во втором — на доверии к рассказчику. В первом случае доверия больше, оно полнее — и это естественно. С такой мерой доверия ждать проще. Если по рассказам другого — ждать тоже можно, но сложнее. Недоверия выказать нельзя, даже если оно сидит где-то в самой глубине души.
Однако если оно всё же есть, оно всё равно проявится, проявится парадоксально, превратившись в стремление побыстрее осуществить обещанное собственными силами. Отсюда наложница: ребёнка, рождённого наложницей, можно было усыновить, он стал бы тем самым наследником… а потом оказалось, что всё не так просто, что самая обычная женская зависть может стать проблемой, такой проблемой, что Сарра вскоре не захочет видеть ни ребёнка собственного мужа, ни её мать.
Так ли уж «презирала» служанка-наложница свою хозяйку? Трудно сказать; кто, в самом деле, может сказать наверное, как отреагирует старая бездетная хозяйка дома на естественную радость и гордость материнства сравнительно молодой служанки-наложницы? Так стремление исполнить волю Божью побыстрее породило проблемы, с которыми Богу пришлось разбираться особо. Он справился, чего не скажешь о людях с их усердием. Человеческое стремление решить за Бога Его задачи — сила страшная, но Бог справляется даже с ней.