Мысли вслух на Втор 18:19

Отношение к пророкам, как видно, с точки зрения Торы является показателем верности Богу. Ничего удивительного здесь нет: ведь пророк — прежде всего свидетель Божий, а потому верить пророку означает верить Самому Богу. Но ведь, с другой стороны, сама Тора содержит всё, что необходимо желающим исполнить волю Божию! Почему же именно здесь, в Торе, упоминается пророческое служение, упоминается как нечто, без чего Тора не полна? Можно, конечно, было бы сказать, что речь идёт обо особой, харизматической составляющей Торы, что сама она предполагает постоянное развитие, что откровение не завершается ни Моисеем, ни кем бы то ни было из позднейших пророков. Всё так, но есть в упоминании Торой пророческого служения ещё один аспект, касающийся каждого. Конечно, не каждому даётся пророческое служение. И всё же у каждого есть или, по крайней мере, должны быть свои, живые отношения с Богом. И сама Тора — не просто законодательство, это не свод правил поведения или моральных норм. Тора — описание пути, ведущего к Богу. Её можно было бы сравнить с картой, которая имеет ценность лишь в том случае, если использовать её по назначению, прокладывая по ней путь к цели. Но, как правило, для решения этой задачи одной карты мало, тут нужен ещё и компас. Отношения с Богом, личное откровение и становятся для человека таким компасом. И Тора сама указывает читающему на этот компас, давая понять, что без прямого откровения Тора бесполезна, ей невозможно следовать, основываясь на одной лишь букве. А для того, чтобы не ограничиваться только буквой, необходимо почувствовать то дыхание Божие, тот дух, о котором говорили пророки. И тогда Тора оживёт, превратившись из свода законов в живое слово откровения.