Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Ис 45:21-25

В сегодняшнем чтении из пророка Исайи очень наглядно видна логическая структура библейского пророчества. Пророк возвещает слово Божие о царе Кире: «Я воздвиг его в правде» и говорит: «Он построит город Мой и отпустит пленных Моих». Такова воля Божья: человек, которого Он избрал для осуществления спасения, исполняет его успешно не своей силой и славой, а волей Вседержителя. Пророк говорит о спасении локальном и ограниченном, об освобождении из вавилонского плена и возрождении Иерусалима.

Но для пророка это ограниченное спасение является прообразом глобального и вечного спасения, которое будет совершать Сам Господь. Как совершилось малое, будет совершено и великое: исторический факт становится, таким образом, знамением верности и силы Творца. Поэтому он говорит о грядущем обращении народов и о том, что Израиль будет спасен «спасением вечным в Господе». Кир же становится только примером, образом будущего Спасителя, который есть Сам Бог. Этот логический и, если хотите, литературный прием — основная форма, в которую пророки облекают свое предчувствие Воплощения Сына Божьего. При всей завуалированности этой формы, все же это достаточно прямое указание. И, конечно, нельзя не обратить внимание на само выражение «Бог Израилев Спаситель». В эпоху Второисайи оно уже не только по смыслу, но и по звучанию совпадает с выражением «Яхве Спаситель» (или «Яхве спасает»), и звучит как имя «Иешуа».