Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 11:21-45

В ходе мировой истории неизбежно наступает момент, когда народ Божий оказывается втянут в круговорот событий, нередко угрожающий самому его существованию. Трудно сказать, является ли такой ход событий единственно возможным в падшем мире; возможно, если бы народ Божий всегда оставался верен своему призванию, если бы он был той общиной верных, какой его задумал Бог, всё было бы несколько иначе. Но, как любят говорить историки, история не знает сослагательного наклонения: во время правления Антиоха Эпифана на Синагогу обрушились гонения, Храм был осквернён, а верующих евреев под страхом смерти принуждали участвовать в языческих культах. События времён правления Антиоха отражены в Книге Даниила достаточно подробно: здесь и убийство в 171 г. первосвященника Онии III (ст. 22, где Ония назван «вождём завета»), и победоносная война с Египтом (ст. 24 – 27), после которой гонения особенно усилились (ст. 28), и второй египетский поход, успеху которого помешал римский флот, посланный Римом на помощь Египту («корабли киттимские», ст. 29 – 30).

Особенно подробно описана проводившаяся Антиохом религиозная политика. На полном серьёзе считая себя сыном Зевса, он повсеместно насаждал его культ наряду со своим собственным. Требуя себе божеских почестей, он отодвинул в сторону традиционные культы, заменив их поклонением Зевсу и себе самому, как богу (ст. 36 – 38). А среди верных, как и всегда во времена испытаний, происходит разделение на «благоразумных», хранящих безусловную верность Богу Израиля и готовых, если надо, засвидетельствовать эту верность собственной смертью, и тех, кто готов на компромисс ради собственного благополучия или физического выживания. Неудивительно, что пример «благоразумных» оказывается поддержкой для тех, кто ищет пути праведности в запуганном и деморализованном обществе (ст. 32 – 35). Таким образом, время гонений открывается визионеру, чьё видение записал автор Книги Даниила, как время последнего испытания верности народа Божия, испытания, которое прекращается со смертью гонителя, наступившей неожиданно для него самого тогда, когда он строил планы новых завоеваний (ст. 40 – 45).