Мысли вслух на Зах 10:1-12

Гимн освобождению, который составляет 10-ю главу книги пророка Захарии, использует многие традиционные для пророков образы, и поэтому отчасти напоминает мессианские гимны и пророчества. Но суть того, о чем говорит пророк, иная. В конце предыдущей главы пророк говорил о восстановлении духовной красоты избранного народа: гимн 10-й главы, в сущности, распространяет и уточняет эту мысль. Слова Второзахарии о дожде, в котором низойдет на Святую землю благословение Божье, перекликаются с прозвучавшим почти одновременно с ними пророчеством Иоиля. Возможно, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. дождь стал характерным символом излияния Духа Божьего, которое очищает сердца людей. Второзахария видит такое действие Духа необходимым, потому что вновь распространяются в народе различные формы языческой магии: прорицания и сны, смущающие сердца людей. В значительной степени в эпоху Второзахарии и Иоиля это было связано с иноземным владычеством и культурной ассимиляцией Израиля в греко-персидском мире.
Трудно сказать, кого имеет в виду пророк под пастырями, на которых воспылал гнев Господень. Одно толкование предполагает, что речь идет о политических лидерах ближневосточного мира, насаждавших свою культуру и свои культы силой оружия. Но возможно также, что в соответствии с пророческой традицией, речь идет о духовных лидерах народа Божьего, которые в эту эпоху все больше увлекались новой для них культурой и изящным образом жизни, пренебрегая суровой и чистой верой отцов. Именно в это время рождается саддукейство — религиозно-политическое движение, которое будет первенствовать ко временим прихода Господа Иисуса Христа — быть может, под пастырями Второзахария подразумевает именно их. Оба эти толкования, впрочем, не исключают одно другое; очевидно, что пророк имеет в виду тех, кто определяет духовный путь народа. Именно поэтому они названы козлами: дело в том, что при пастьбе овец именно козлов часто используют в качестве вожаков отары.
Пророк видит этих людей как нечто глубоко чуждое избранному народу. Смысл избавления, о котором он говорит в 10-й главе, заключается в том, что из среды верных Израиля изберет Господь новых вождей. Они уже не будут склоняться к чужеземным Богам, и народ вновь обретет силу и радость в верности Единому Богу. Пророк изображает это посредством знакомых и близких его слушателям образов победы над врагами, собирания рассеянных чад Божьих и укрепления Израиля в вере.
Это пророчество очень важно в контексте второй половины книги Захарии. Говоря о приходе Мессии — кроткого Царя, пророк видит, как вновь расцветает красота Израиля — возлюбленного виноградника Божьего. Как плод, поднимаются навстречу Ему мужи веры, которые последуют за Мессией и поведут этим путем весь народ. События грядущего пророк видит как новый исход, на этот раз не из египетского рабства, но из мрака язычества и неверия. Поэтому и появляются в его речи прежние поработители — Египет и Ассирия, хотя язычество, от которого избавляет людей Мессия, преимущественно греко-персидского происхождения. Нельзя не вспомнить, что именно это избавление от тьмы заблуждений станет одним из главных аспектов спасительного действия Божьего для греческих богословов византийской эпохи.