Мысли вслух на Дан 7:1-14

Пророки всегда относились к сновидениям с известной долей недоверия. Ничего удивительного в этом нет: ведь во сне человек, как правило, не в состоянии отличить откровение от картин, порождаемых его собственным подсознанием. Но бывают и исключения, когда сновидение становится источником подлинного знания так же, как и любой другой способ богообщения. Вторая часть Книги Даниила включает в себя сновидения именно такого рода, сновидения, через которые Бог говорил с визионером-апокалиптиком (имени этого человека автор книги для нас не сохранил, скрыв его за образом своего главного героя). Как и всё, увиденное во сне, пророческое сновидение отличается обычно причудливыми, а иногда и гротескными формами, но, в отличие от обычного сна, здесь всегда присутствует известная логика и последовательность, быть может, и незаметная на первый взгляд. В случае Книги Даниила понимание смысла облегчается теми объяснениями, которые получает сновидец во время своего видения. Впрочем, суть увиденного становится понятной и без комментариев, она достаточно очевидна: на смену неким царствам, порождённым стихиями мира сего, приходит иное Царство, устанавливаемое не земными силами, а Богом и посланным Им Мессией.
В самом деле, при любой интерпретации становится достаточно очевидно, что те звери, которых герой книги видит выходящими из моря, олицетворяют силы нашего, ещё не преображённого мира, в своём нынешнем состоянии всегда так или иначе противостоящего Богу (ст. 2 – 8). Особенно ярким выражением этого противостояния становятся высокомерные слова, они оказываются своеобразным символом горделивого самоутверждения тех, кто в Боге не нуждается (ст. 8). А затем наступает день Суда, когда престол Божий явно для всех торжествует над теми, кто пытался поставить себя выше Бога (ст. 9 – 11). После Суда же миром начинает править Мессия, и на смену земным царствам приходит Царство мессианское, о наступлении которого говорили пророки (ст. 13 – 14).