Мысли вслух на Зах 8:1-23

Пророчества первой части книги пророка Захарии заканчиваются словами Господа о том, что не только Храм, но и весь Иерусалим, вся жизнь людей в нем будет восстановлена. Господь обещает вернувшимся из вавилонского плена иудеям, что улицы города вновь наполнятся детьми и старцами, и со всего мира возвратятся в него люди, и Господь будет их Богом. Город еще лежит в развалинах, и многие в нем относятся к попыткам восстановления с изрядным сомнением. Ничего не хватает: ни средств, ни сил, ни материалов, ни пищи... Сколько же времени и усилий нужно затратить, чтобы восстановить его? Но Господь говорит, что дивное и невозможное с человеческой точки зрения не таково в Его очах. Слова Его выявляют различие в том, как видят события люди и Бог. Слова, которые передает нам пророк Захария, звучат, в сущности, как констатация факта, который для нас в невидимом и сомнительном будущем, а для Бога — этот факт уже свершился. Именно поэтому так уверенно звучит принятая у пророков и вообще в Библии формула: «Я спасу народ Мой... и буду их Богом».
По сравнению с другими пророками, обращает на себя внимание важный аспект того, как формулирует это обетование пророк Захария. Слова Господни он передает так: «Я буду их Богом в истине и правде». В конце предыдущей главы Господь говорил, что еще до плена израильтянам был предложен путь спасения: творить суд справедливый и оказывать милость нуждающимся, но они не захотели внимать. Обетование, которое Господь дает в начале 8-й главы, строго говоря, условно. Его исполнение невозможно иначе, как в истине и правде Божьих, которые как раз и заключаются в милости и честности среди людей. Далее пророк еще более подробно останавливается на этом.
Обетование о грядущем спасении дается Богом не просто для того, чтобы утешить народ, «поднять настроение»... Господь говорит: «укрепите руки ваши», потому что созидание чуда Божьего происходит через труд конкретных людей. И снова Господь говорит о том, что самые времена изменились по сравнению с допленной эпохой. Если в прежние времена труд людей и животных давал лишь зыбкие плоды, которые исчезали, как дым, вследствие вражды людей друг с другом, то новое время, приближение которого ощущает пророк, будет отличаться прочностью того, что дарует нам Бог. Говоря о причинах того, что наши труды не в силах создать ничего прочного, пророк попутно обращает внимание на очень важную для нас вещь. «Я попускал всякого человека враждовать против другого» — передает пророк слова Бога. Речь идет о реализации нашей свободы, которая происходит вне Божьего вмешательства. Не прошедшая очищения в горниле страдания, эта свобода выражается преимущественно в том, что мы враждуем. Господь говорит, что в определенных исторических условиях Он попускает это. Может быть, цель Его действия в истории не укладывается в простое «наведение порядка» в человеческом обществе... Спасительное действие Божие устремлено в вечность, куда не проникает человеческий разум, и только там могут быть видимы цели и результаты этого действия.
Так или иначе, Господь призывает народ довериться благословению и трудиться. «Не бойтесь!» — ключевые слова всей 8-й главы, которые выражают веру пророка в то, что пути Господни, как бы они ни были неисповедимы, влекут человека к спасению и жизни. В 14-17 стихах, вновь повторяя призыв «Не бойтесь!», Господь говорит исключительно важную и неожиданную вещь. Все предыдущие слова Его можно понять как призыв к упорному труду на строительстве Второго Храма, если ограничиваться рамками исторического контекста. Но Слово Божие не оставляет нам такой возможности. «Вот дела, которые вы должны делать», говорит Господь. Так и ждешь здесь перечисления архитектурных деталей конструкции Храма... Но, оказывается, совсем к другому труду нужно прилагать сердце: «говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего».
Итак, созидательный труд, которым мы призваны участвовать в спасительном действии Божьем, заключается в том, чтобы судить по правде, любить мир и не мыслить зла против ближнего своего. Во-первых, эти слова сразу расширяют контекст пророчества: из слова утешения иерусалимлянам конца 6-го в. до Р.Х. они становятся обетованием о Царстве будущего века. Во-вторых, едва ли не впервые в Ветхом завете Божие неприятие зла так ясно распространяется не только на поступки, но и на помыслы людей. Очевидно, что и в этом — предчувствие Нового завета. Наконец, важно, что Господь призывает людей к этому деланию правды, мира и милости по определенной причине, выраженной в отрицательной форме. Мыслить зло против ближнего и клясться ложно нельзя потому, что Бог ненавидит это. Такое призвание к богоподобию также является одной из существенных черт Нового завета.
В заключительных словах восьмой главы и всей первой половины книги пророк возвращается к проблеме постов, посвященных скорби о гибели Иерусалима. Господь говорит людям, что даже скорбный пост может стать для них источником радости, потому что будет воспоминанием не о человеческих грехах и немощи, но о спасительной любви Творца. Единственное, что нужно, чтобы пост (и другие подобные установления) стал «веселым торжеством», — любить истину и мир. Если попытаться максимально коротко выразить содержание пророчеств о восстановлении Иерусалима, можно воспользоваться словами Господа Иисуса Христа: «Иди, и больше не греши». Жизнь в обновленном Иерусалиме будет кипеть, и все в ней будет в радость, говорит Господь, если только мы захотим и сможем любить истину и мир.
И тогда Израиль исполнит ту миссию, которую возложил на него Бог. Незадолго до начала служения Захарии через Второисайю Господь говорил, что Израиль призван быть Его свидетелем, свидетельствовать о Его правде и милости. В этом суть слов Захарии в последних стихах 8-й главы о том, что все народы придут в Иерусалим молиться лицу Господню и взыскать Бога. Если Израиль будет любить истину и мир, то «десять человек ухватятся за полу иудея» и пойдут с ним, потому что слышали, что с этим народом Бог. Так пророк предвосхищает слова Спасителя: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).