Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Евр 13:17-25

Судя по заключительным стихам послания, можно думать, что его автор находился под арестом в Риме за свидетельство, причём не один (ст. 22 – 25). Трудно сказать точно, идёт ли речь о той группе проповедников, которая была арестована вместе с Павлом, или о какой-то другой. Конечно, послание было написано спустя, как минимум, несколько лет после казни апостола, но дело такого рода было не совсем обычным, а в подобных случаях дела, находившиеся в ведении императора, могли порой рассматриваться годами. Как бы то ни было, автор послания, очевидно, не исключает своего освобождения, как это уже произошло с неким Тимофеем, который находился под арестом вместе с ним (ст. 23). Но возможность эту он связывает, во-первых, со стремлением жить «безупречно», т.е. праведно (ст. 18; в Синодальном переводе «честно»), и, во-вторых, с молитвами тех, кто ожидает его возвращения (ст. 18 – 19). Жизнь и смерть человека в руке Божией, и автор послания прекрасно это понимает. Но он, как видно, понимает и другое, то, о чём хорошо знал его учитель: жизнь христианина — жизнь свидетеля, а свидетельством в данном случае может быть не только жизнь, но и смерть.

Христианин остаётся в этом мире до тех пор, пока Богу нужно его свидетельство. Разумеется, необходимым условием свидетельства является личная праведность свидетеля: ведь через него те, кому он свидетельствует, должны увидеть Царство, по его жизни они будут судить о том, что такое жизнь Царства. Свидетель, потерявший праведность и утративший Царство, невозможен так же, как, по слову Спасителя, соль, переставшая быть солью: такого просто не может быть, это противоестественно, и в мире подобного рода «бывшему христианину» обычно не находится места. Ни его жизнь, ни его смерть не имеют никакого значения ни для мира, ни для Царства. Но даже если свидетель остаётся верным, Бог может в иных случаях изменить Свой план, идя навстречу тем, кто просит Его дать им возможность ещё пожить рядом с кем-то из Его служителей. Потому и призывает автор послания своих читателей молиться о его возвращении, если только они хотят его видеть: их молитва действительно может повлиять на ситуацию, если Бог сочтёт такое влияние возможным и полезным. Ничто не предопределено заранее, Бог реализует Свои замыслы с учётом свободной воли и желаний человека, если только эти желания не противоречат Его планам. И ничего удивительного здесь нет: ведь Царство принадлежит не только Богу, но и людям, которые его искали и с Божией помощью нашли.