Мысли вслух на Ис 63:1-19

Сегодняшнее чтение продолжает тему искупления и обновления народа, притом в несколько необычном аспекте. Неудивительно, что судьба народа изменяется лишь тогда, когда Бог Сам вмешивается в события. Никому другому до народа Божия дела нет, и потому Бог действует один (ст. 1 – 6). Вполне логично, что в связи с этим вмешательством Божиим пророк обращается мысленно к истории еврейского народа, которая давала более чем достаточно материала для аналогий (ст. 7 – 14). Но итог его размышлений оказывается довольно неожиданным: он приходит к выводу, что тот народ, который Бог спасает от гибели, оказывается, в известном смысле, чужим прежнему Израилю (ст. 15 – 16). Конечно, речь идёт и о том, что народ, отвернувшийся от Бога, как это не раз, увы, случалось в допленные времена, фактически перестаёт быть народом Божиим, духовно он действительно чужд и Аврааму, и тому Израилю, который родился на Синае в день заключения завета. Но дело не только в этом духовном несоответствии. По-видимому, пророк прекрасно понимает, что то обновление народа, которое произошло исключительно по милости Божией, полностью изменив его судьбу, сделало его качественно иным, что послепленное еврейство — иное, его нельзя считать просто потомками депортированных несколько десятилетий назад жителей Иерусалима. История допленного еврейства действительно закончилась, прежнего народа больше нет, он прошёл свой путь, прожив отпущенный ему срок естественной исторической жизни, который есть у каждого народа так же, как есть естественный срок жизни, отпущенный отдельному человеку. А то, что происходило на глазах Исайи было, очевидно, самым настоящим чудом: Бог даровал Своему народу ещё одну, новую жизнь, который ни по каким естественным, общественным и историческим, законам, не могло и не должно было быть. У Исайи нет иллюзий насчёт духовного состояния и исторической судьбы своих соплеменников (ст. 17 – 19). И он понимает: все грядущие века его народа будут непрерывным чудом. Чудом Божия искупления и Божией любви.