Мысли вслух на Евр 11:1-12

Говоря о верности Богу («вере»), автор послания называет её «основанием того, на что надеемся, и уверенностью в вещах невидимых» (ст. 1; в Синодальном переводе «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»). Такое определение верности предполагает не только доверие к Богу, но и определённую активность человека в контексте отношений, связывающих его с Богом. Автор послания приводит примеры подобного рода отношений, которые он находит в ветхозаветных книгах (ст. 2 – 5, 7 – 12). Все их объединяет то отношение к Богу, которое он называет «верностью» (соответствующее греческое слово означает, прежде всего, «верность», хотя может быть переведено и как «вера») и без которого приходящий к Богу не может стать достойным Его (ст. 6; в Синодальном переводе «угодить Богу»). Продолжая свою мысль, автор послания справедливо замечает, что, приходя к Богу, важно не только верить в то, что Он есть, но и в то, что Он награждает ищущих воли Божией, а здесь уже необходима не только вера в бытие Божие, но и доверие к Нему, немыслимое без личных с Ним отношений. Только такие отношения могут дать верным и прочную основу для надежды, о которой напоминает своим единоверцам автор послания, и уверенность в том, что ещё не наступило, но непременно наступит потому, что Бог это обещал.
Конечно, никакие дела и поступки сами по себе не могут сделать человека достойным Бога в том смысле, в каком человек может стать достойным человеческой награды. Говоря о наградах ищущим Бога и о тех, кто их заслуживает, автор послания имеет в виду прежде всего именно факт доверия к Богу, которое и придаёт смысл всему, что делается во исполнение воли Божией. Все приводимые им примеры являются тому яркими свидетельствами: ведь ни Авель, ни Ной, ни Авраам со всем, что они сделали, непредставимы без полного и безусловного доверия к Богу, Который им открывался и Которого они знали. Подобно своему учителю, автор послания понимает, что праведник становится праведником лишь благодаря доверительным отношениям с Богом, а его дела суть лишь внешнее выражение этих отношений. Таким был путь древних праведников, таков и путь ищущих Царства теперь, когда в мир пришёл Тот, Кто открыл его каждому ищущему, готовому довериться и пойти за Ним.