Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на Плач 3:22-23

О том, что народ Божий существует лишь благодаря милосердию Божию, говорили все поздние пророки. В самом деле: если бы не прямое вмешательство Бога в историю, еврейский народ едва ли вообще сложился бы, как народ, и уж точно без вмешательства Божия у него не было никаких шансов выжить в той исторической ситуации, в которой начинался его исторический путь. Да и впоследствии выживание народа нередко требовало прямого вмешательства Божия в его судьбу.

Чем же определялось это вмешательство? Заключённым на Синае союзом-заветом? Да, конечно. Но союз этот нарушался народом неоднократно, и если бы все отношения Бога со Своим народом сводились только к нему, на помощь Божию еврейскому народу рассчитывать не приходилось бы. Автор Книги Плача указывает на два основания для вмешательства: милосердие Бога и Его верность.

Речь идёт, прежде всего, о верности тому союзу, который был заключён на Синае. В отличие от Своего народа, Бог остаётся ему верен. И не только потому, что любит Свой народ, но ещё и потому, что народ этот стал частью Его плана, того грандиозного плана спасения человечества и приобщения его к жизни Царства, провалить который никак нельзя.

Верность Божия неотделима от Его милосердия. Соответствующе еврейское слово имеет вполне определённый смысл. Милосердие означает готовность сделать для человека больше, чем он того заслуживает, или больше того, на что он имеет право по закону или согласно заключённому с ним договору. Милосердие — признак любви, которая отдаёт, не считая. Оно может быть свойственно и человеку, но Божье милосердие, конечно, с человеческим несравнимо, как несравнимо конечное с бесконечным.

И ещё одно абсолютно важно: актуальность отношений человека с Богом. По слову автора книги, милосердие Божие «каждое утро новое». Это неудивительно: ведь отношения, будь то отношения с Богом или с человеком, — всегда динамика, если они не действенны, не актуальны, если они не здесь и не теперь, значит, их больше нет. Тогда и милосердие Божие, и Его верность останутся для человека лишь абстракциями. Но если милосердие Божие и Его верность зависят целиком от Бога, то актуальность, действенность Его отношений с человеком зависит не в меньшей степени от самого человека. От человека требуется немного: довериться Богу и впустить Его в свою жизнь. С остальным Он справится.