Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Евр 10:11-18

Вновь вспоминая слова Иеремии о новом, мессианском союзе-завете (ст. 15 – 17; ср. Иер. 31 : 31 – 33), автор послания тем самым переходит от понятия внешней Торы к понятию Торы внутренней, а также к образу живой Торы, который был хорошо известен не только иудейской, но и раннехристианской традиции. Эти понятия и образы были основополагающими и для христианского мироощущения его учителя: Павел в своих посланиях тоже не раз обращался к теме внутренней Торы и к образу живой Торы, рассматривая их, как основу для понимания того, что такое христианство и жизнь в Царстве. Основной отличительной особенностью жизни Царства автор послания вслед за апостолом считает свободу от греха, которая и делает неактуальной прежнюю священническую Тору: ведь в прежнем своём качестве она была направлена именно на противостояние греху, которого в Царстве быть не может (ст. 18).

Однако смысл и значение её остаётся прежним: ведь основной целью священнической Торы было освящение народа, а эта задача остаётся актуальной: жизнь в Царстве — жизнь освящённая, так, что жителям Царства освящение нужно не в меньшей, а даже в большей мере по сравнению с теми, кто искал и ждал Царства в нашем, ещё не преображённом мире в дохристианские времена. Более того: им нужно освящение во всей полноте, которого не может дать прежнее священство, но возможность которого открывается для них с приходом Спасителя (ст. 11 – 14). И освящение это должно было быть уже не внешним, затрагивающим, в первую очередь, тело освящаемого, а внутренним, начинавшимся с сердца и захватывающим в конце концов человека целиком. Конечно, такое освящение не может быть одномоментным, ведь оно предполагает окончательное освобождение человека от греха и преображение его природы, но многократности оно не предполагает по определению: ведь, если по какой-нибудь причине этот духовный процесс прервётся, неизбежен откат назад, а тогда всё придётся начинать сначала. В Царстве нет и не может быть многократного очищения и многократного освящения: повторное очищение означало бы, что житель Царства в какой-то момент перестал им быть, отрезав себя от той жизни, которой жил прежде, и теперь ему нужно возвращаться назад, в известном смысле начав всё с нуля. Потому-то и говорит автор послания о совершенстве освящаемых: они уже стали жителями Царства, ожидая теперь его окончательного торжества и возвращения Христа во славе (ст. 12 – 14).