Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Евр 9:1-10

Описывая более-менее подробно устройство скинии, хорошо известное его современникам из текста Книги Исхода, автор послания вместе с тем акцентирует внимание своих читателей на том, что сама форма яхвистского культа предполагала известную незавершённость, намекая на нечто большее того, что он мог дать человеку в смысле очищения и освящения. Автор описывает скинию, как земное святилище, связанное с тем «первым союзом», который соединил народ с Богом на Синае (ст. 1 – 5). Это святилище играло свою роль: оно было местом присутствия Божия, которое очищало и освящало народ (ст. 6 – 7). Но сам факт наличия такого святилища свидетельствовал о том, что ни полного очищения, ни полного освящения в те времена, когда до прихода Мессии оставались ещё многие столетия, быть не могло (ст. 8 – 10). Здесь перед нами проблема, о которой много размышлял уже Павел: духовная жизнь — не та сфера, где количество само собой переходит в качество. Увеличение числа исполняемых человеком религиозных обязанностей не приближает исполняющего к идеальному духовному состоянию живой Торы, даже если число этих обязанностей стремится к бесконечности.

Новое духовное качество принципиально несводимо к количеству совершаемых человеком «духовных» дел. То же и с освящением или очищением: даже увеличение числа очистительных ритуалов до бесконечности не избавит очищающегося от власти греха, так же, как вновь и вновь повторяющееся освящение не преобразит до конца человеческой природы освящаемого. Количество и здесь не переходит в качество само собой. Необходимо особое, целенаправленное духовное усилие для того, чтобы такой переход стал реальностью, и у человека действительно появилась возможность приобщиться к жизни Царства. А до прихода Мессии главной задачей духовной жизни оставалось поддержание некоторого, хотя бы относительного, духовного баланса, который позволил бы ищущим праведной жизни, по крайней мере, не погрязнуть в грехе и не попасть полностью во власть законов непреображённого мира. Конечно, и эту задачу было решить далеко не просто, но её всё же удалось решить, так, что мир не рухнул в пропасть, дождавшись прихода Мессии. И лишь теперь стало возможно говорить о том, чтобы сделать следующий шаг, после которого в свете открывшегося Царства станут ненужными прежние усилия и прежние формы.