Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Евр 5:11-6:8

Напоминая своим читателям основополагающие истины христианства, автор послания вместе с тем выражает недоумение по поводу того, что его адресатам требуется подобного рода духовный «ликбез» (Евр. 5 : 11 – 12). Впрочем, он сам находит объяснение этому несоответствию: проблема в том, что те, кому он пишет, — духовные младенцы. Говоря так, автор послания имеет в виду не интеллектуальный уровень своих адресатов, а их неумение отличить добро от зла (Евр. 5 : 13 – 14). В самом деле, опыт жизни в Царстве, даже совсем небольшой, прививает этот навык легко и быстро: ведь, сравнив на примере собственной жизни законы нашего, ещё не преображённого мира с законами Царства, никто уже не ошибётся насчёт того, где добро, а где зло. Тот, кто хотя бы раз почувствовал на себе дыхание Царства, уже никогда и ни с чем его не перепутает. Его не привлекут самые красивые слова и не заставят свернуть с пути самые убедительные богословские концепции, если он не почувствует в них этого знакомого дыхания.

Адресатов же послания, как видно, обмануть несложно, что и свидетельствует об их духовной неопытности: они слишком мало знают о жизни Царства, чтобы отличить правду от лжи, подлинное свидетельство от красивых, но не имеющих отношения к истине слов. И автор послания призывает их не топтаться на месте, а двигаться вперёд, укореняясь в Царстве с тем, чтобы не потерять его (Евр. 6 : 1 – 3). Он, между прочим, напоминает своим адресатам о том, что духовная жизнь — не игрушка, а дело серьёзное и ответственное. Он, конечно, не отрицает в принципе возможности для христиан раскаяния в совершённых ими грехах и повторного обращения, но подчёркивает, что это всё же исключительные случаи, из которых каждый нужно рассматривать не как норму, а как чрезвычайное происшествие. Между тем, уже, по-видимому, во втором или третьем поколении христиан некоторые начинали смотреть на покаяние и повторное обращение как на нечто, напоминающее традиционные яхвистские очистительные обряды, которые были обычной и неотъемлемой частью жизни верных до прихода в мир Христа. Автор же послания прямо говорит, что такой подход — самое настоящее кощунство и профанация: ведь смотреть на грех, как на норму жизни, означает отрицать всё, что сделал Спаситель для людей, и фактически заново распинать Его Самого (Евр. 6 : 4 – 8). А духовная жизнь, предполагающая такое отношение к греху и к покаянию, никогда не позволит ищущему Царства в нём укорениться.