Мысли вслух на Евр 4:1-11

Как видно, мистический мессианизм, распространявшийся в околоцерковной среде после 70 г., мало или вообще никак не соотносился со священной историей. В самом деле, если Царство никак не связано с нашим миром, если оно торжествует в каком-то ином измерении, какое отношение могут иметь к этому торжеству события исторические, хотя бы речь шла и об истории народа Божия? В таком контексте восприятие ветхозаветных событий неизбежно должно было измениться: они, как видно, начинали восприниматься как нечто, не имеющее отношения к мессианской истории и завершившееся давно, задолго до прихода в мир Спасителя. Нечто подобное, очевидно, произошло и с образом земли обетованной, который и в яхвистской, и в ранней иудейской традиции был связан с образом мессианского Царства: теперь он воспринимался, лишь как сугубо историческая реалия, а выражение «войти в покой Божий», также имевшее мессианский смысл, стало обозначать лишь переселение евреев в Палестину, где они и осели, перестав быть кочевым народом.
Автор же послания справедливо указывает, что тот покой, о котором говорит св. Писание, не означает одного лишь оседания на землю и прекращения странствований, что речь идёт о качественно новом духовном состоянии, которое не достигается одним завоеванием земли; потому-то он и уверен, что мессианский смысл выражения «войти в покой» отнюдь не утрачен, что войти туда можно и теперь, когда со времён завоевания евреями обещанной Богом земли прошло более тысячелетия. И он призывает своих читателей не терять этого главного для духовной жизни смысла (ст. 1 – 3). Для автора послания история спасения отнюдь не завершена, какой она, быть может, казалась сторонникам мистического мессианизма. В ветхозаветных текстах он находит указания на эту незавершённость, указания, тем более драгоценные, что они предполагали торжество Царства здесь, в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом мире (ст. 4 – 7). История спасения началась, но отнюдь ещё не закончилась, и те, кто не успел прежде, могут ещё успеть стать её частью. Но время коротко, и с этим лучше не тянуть: ведь может случиться и так, что очередной призыв Божий действительно окажется последним (ст. 8 – 11). Так автор послания напоминает своим читателям о главном: о Царстве, которое приблизилось и наступает, наступает не где-то в иных мирах, а здесь и теперь.