Мысли вслух на Евр 2:1-9

Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это при нынешнем состоянии как мира, так и самого человека оказывается пока ещё скорее духовной и метаисторической перспективой, чем наличной данностью. Слова св. Писания о том, что человек в глазах Божиих значит немногим меньше ангела, он воспринимает как относящиеся скорее к будущему, чем к настоящему (ст. 5 – 8). И речь идёт, разумеется, не о будущем нашего, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого мира, а о той полноте Царства, которая откроется миру с возвращением Спасителя. Не случайно автор послания говорит именно об Иисусе как о Том, в Ком осуществились упомянутые им слова псалма о человеке, ни в чём не уступающем ангелам (ст. 9): ведь Иисус с самого начала, с момента Своего зачатия на земле уже нёс в Себе ту полноту Царства, которая нам откроется лишь в конце времён. В известном смысле можно было бы сказать, что Он Сам и есть Царство, а вся Церковь, как сообщество людей, в этом Царстве живущих, представляет собой Его продолжение в мире, который Церкви предстоит преобразить.
Иисус в полноте Своей преображённой человеческой природы и являет Собой тот образ человека, который стоит выше ангелов. И путь в Царство ищущим указывает именно Он. Конечно, откровения Божии могут даваться людям и через ангелов, на то они и «служебные духи». Но ни один из ангелов никогда не заключал в себе всю полноту Царства, и ни один из ангелов никогда не становился до конца частью нашего человеческого мира: ведь ангелы — духи, хотя и тварные, им чужда человеческая природа, как и всякая природа вообще. Они могут быть вестниками Божиими в нашем мире («ангел», собственно, и означает «вестник»), но войти в него не могут по определению, всегда оставаясь для него существами из другого мира. Мессия же вошёл в мир как Человек, при всей Своей уникальности никогда не перестававший быть именно Человеком. Потому-то и откровение Царства, принесённое Им в мир, больше откровения, возвещаемого ангелами (ст. 1 – 4): ведь ангелы, также причастные Царству, всё же не могли стать живым воплощением Царства, открывшегося людям. Тем воплощением, которым стал для ищущих пути Спаситель.