Мысли вслух на Мк 5:1-20

Почему, увидев исцелённого Иисусом одержимого человека, жители того города, где произошло это событие, просят Его уйти? Казалось бы, надо радоваться, что в их края зашёл такой Человек: когда бы ещё могли они увидеть что-то подобное, кто бы ещё смог избавить от власти тёмных сил одержимого, которого боялся весь город? Логично было бы, если бы горожане, наоборот, постарались задержать Иисуса как можно дольше, если уж никак невозможно убедить Его поселиться в их городе навсегда. Они же, наоборот, просят Его поскорее уйти, просят, по-видимому, вежливо, но достаточно настойчиво.
Они не отрицают очевидного, не отрицают чуда, которое совершил Иисус, может быть, они даже Ему благодарны, но благодарность не мешает им спровадить Иисуса из города как можно быстрее. Обычное объяснение связано с погибшим в море стадом свиней, которое, несомненно, принадлежало кому-то из местных жителей. Объяснение понятное, но не полное. В самом деле: даже большое стадо, потеря которого была для хозяина несомненным убытком, было мелочью по сравнению с возможностями, которыми располагал этот неизвестно откуда взявшийся Человек. Тут очевидно крылись огромные возможности — но никому даже в голову не пришло обратиться к Иисусу с какой бы то ни было просьбой, как нередко бывало в еврейских городах Иудеи и Галилеи.
Самое простое, но достаточно формальное объяснение сводится к тому, что тут речь идёт не о евреях, а о язычниках, которые не решались обратиться к Иисусу с какими-то просьбами. Между тем в этом страхе было, быть может, куда больше духовной трезвости, чем в просьбах верующих евреев. Язычники, как ни парадоксально, порой лучше верующих в Единого, будь то яхвисты, иудеи или христиане, понимают, что с Божьей силой надо быть очень осторожным. Горожане, узнавшие о чуде, поняли: они в присутствии Силы, которая абсолютно непредсказуема и неподконтрольна, так же, как непредсказуем и неподконтролен Человек, её несущий. Будет лучше, если носитель такой Силы пройдёт мимо, и как можно быстрее.
По-своему эти люди были правы: до тех пор, пока с Богом, со Христом нет устойчивых и осознанных отношений, находиться в Божьем присутствии небезопасно: оно может в любой момент открыться именно как Сила, неуправляемая и непредсказуемая, от которой к тому же невозможно ни убежать, ни защититься. У людей религиозных осознание реальности Силы порой несколько притупляется — они полагаются в отношениях с ней на свою религиозность, надеясь, что религиозного инструментария, если им хорошо овладеть, вполне достаточно для того, чтобы регулировать действие Божьей силы в своей жизни, или, по крайней мере, избегать связанных с ней опасностей.
Быть может, поэтому религиозные евреи свободнее чувствуют себя в присутствии Иисуса, чем язычники. На самом деле, однако, люди религиозные оказываются здесь в таком же положении, как и люди нерелигиозные, хотя у первых, разумеется, больше иллюзий на свой счёт, чем у последних — но ведь иллюзии есть иллюзии, в духовной жизни от них пользы нет.