Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Иез 35:1-15

Иногда, читая пророчества Иезекииля (да и других пророков тоже), можно подумать, что Бог мстит всем окружающим Израиль народам за каждое нанесённое Его народу поражение. Но всё оказывается не так просто: ведь те же пророки говорят, что Бог Сам попускает пережить Своему народу ту катастрофу, которую он переживает. Чем же тогда виноваты те, кто фактически оказывается орудием промысла Божия? Ответ связан лишь с одним фактом: с осознанием происходящего, с тем, как относятся к нему участвующие в исторических событиях. Конечно, если бы Бог не попустил Своему народу пройти через национальную катастрофу, через плен, то никакой катастрофы и не было бы. Но дело в данном случае в другом.

Дело в том, как вели себя по отношению к побеждённым окружающие. Их-то поведение ссылкой на промысел Божий во всяком случае не оправдать, хотя бы потому, что они о нём никогда не думали и ничего не знают. Собственно, и Бога-то они не знают, может быть, только слышали что-то о Яхве, Которому поклоняются в Иерусалиме. Но этот Яхве для них ничем не отличается от верховного божества любого другого народа. Однако Бог и не требует от язычников подлинного богопознания. От них Он ожидает другого: поведения, соответствующего тем нравственным законам, которые им известны и понятны.

Законам, которые, в частности, запрещают злорадство по поводу чужих бед, даже если речь идёт о врагах. И уж точно запрещают те предательские удары в спину, которые тогда наносили Иудее соседи, пользуясь её слабостью. Конечно, соблазн воспользоваться удобным случаем для военного и политического реванша у соседей Иудеи был велик. Но они не могли не понимать, что это подлость и гнусность — даже по их собственным меркам общечеловеческой нравственности.

Разумеется, политика и нравственность — вещи мало совместимые, и правители горы Сеир исходили как раз из этого положения. Но тогда нечего удивляться, что в своё время точно так же поступят с ними самими. Долг платежом красен. И Бог тогда не станет вмешиваться точно так же, как не вмешался Он, когда дело касалось Его народа. А почему, в самом деле, Он должен явить милость тем, кто от милости отказывается, как от помехи в решении военных и политических задач? «Золотого правила» нравственности никто не отменял. А известно оно всем, даже язычникам.