Мысли вслух на Тит 1:1-9

Послание Павла, обращённое к Титу, целиком посвящено теме обустройства церковной жизни на Крите, где апостолу пришлось в своё время проповедовать. Касаясь этой темы, Павел упоминает, в первую очередь, епископов и пресвитеров, которые, как видно, во многом определяли лицо церковной общины. Требования, выдвигаемые к пресвитерам, оказываются довольно обычными, и главным из них является праведность: пресвитер, по слову апостола, должен быть безупречен («непорочен», ст. 5 – 6). Ничего удивительного здесь нет, если вспомнить, что большие группы церквей в том или ином регионе, судя по тем данным, которые дошли до нас благодаря новозаветным книгам, возглавлялись, по-видимому, советом старейшин («пресвитеров»), которые и были её представителями в тех случаях, когда собирался общецерковный собор. Именно от них во многом зависела духовная жизнь местной церкви так же, как духовная жизнь конкретной церковной общины во многом зависела от служителя («дьякона»), её возглавлявшего.
Но безупречности Павел требует, как видно, не только от пресвитеров, но и от епископов, чья должность была, по сути, сугубо административной (ст. 7 – 9). Более того: судя по тому, что поставление пресвитеров оказывается прямо связано с избранием епископов, можно предположить, что епископскому служению, несмотря на его административно-хозяйственный характер, в первохристианской церкви уделялось большое внимание, и кандидатов на епископские должности отбирали тщательно, при участии местного церковного совета старейшин («пресвитеров»). Такое внимание к вопросу для духовной жизни, казалось бы, второстепенному, разумеется, не было случайным.
И дело не только в том, что и в духовной, и в церковной жизни мелочей не бывает: административно-хозяйственные или юридические упущения или нарушения, не говоря уже о финансовой нечистоплотности или о чём-то подобном, для церковной общины в целом так же недопустимы, как и для отдельного христианина. Дело, прежде всего, в том, что всякая административно-хозяйственная деятельность, особенно связанная с денежными потоками, представляет собой своего рода духовно опасное производство. Бывают работы и производства, вредные физически или психологически, создающие повышенную нагрузку на тело или на душу; в таком же смысле можно говорить о работах и производствах, опасных духовно, которые, отнюдь не будучи греховными сами по себе, требуют от занимающихся ими особой внимательности и осмотрительности в том, что касается соблюдения Торы. Таким было и служение епископа, которому нужна была особая духовная бдительность для того, чтобы не сбиться с пути праведности и не потерять своего спасения. Ведь, если бы это случилось, такой исход был бы для церковной общины самым страшным, что в ней могло бы произойти. И не только потому, что любое такого рода событие неизбежно становится антисвидетельством, но и потому, что Царства в нашем преображающемся, но ещё не преображённом мире с каждым таким происшествием становится меньше.