Мысли вслух на 1 Тим 3:1-13

Обращаясь к теме церковных служений, Павел придаёт особое значение двум из них: служению дьякона и служению епископа. Это, разумеется, не случайно: два упомянутых служения занимали в первохристианской церкви центральное место. На дьяконов возлагалась ответственность за организацию и проведение церковных собраний, включая и те, во время которых совершалось хлебопреломление. Именно они, в первую очередь, отвечали перед Богом и церковью за духовное состояние церковной общины. Потому-то именно к ним и предъявляет апостол требование «хранить тайну веры с чистой совестью» (ст. 9). А для этого они должны были сохранять духовную и нравственную чистоту не только в церковной и общественной, но и в семейной, и в личной жизни (ст. 8, 10 – 12).
Нормальная церковная жизнь требует, чтобы предстоятель общины был её лицом перед Богом и примером для каждого в духовной жизни, праведность была здесь не только желательна, а прямо необходима, и Павел напоминает об этом Тимофею, ведь ему, вероятно, не раз приходилось разрешать вопросы и проблемы тех церквей, которые ему доводилось посещать. Требования к епископам были несколько иными, что и не удивительно: ведь и роль их в церкви времён Павла была совершенно не такой, как сегодня. Главной их функцией в первохристианской церкви была функция административно-хозяйственная, что и определяло требования, выдвигаемые Павлом к кандидатам в епископы (ст. 1 – 7). Особенно внимательно апостол, как видно, относился к тому, в каком состоянии находился собственный дом кандидата, справедливо полагая, что человек, не умеющий навести порядок у себя дома, тем более не сумеет этого сделать в церкви. Кроме того, епископу было нужно, по выражению Павла, «доброе свидетельство от внешних», т.е. от местного населения и, по-видимому, также от представителей власти: ведь именно на нём лежала ответственность за всё, связанное с юридической стороной существования церковной общины.
Но главное, на что обращает внимание апостол, — призвание от Бога на то служение, которое несёт служитель, иначе, очевидно, ни о каком «достойном месте» («высшей степени», ст. 13) служителя в Царстве речи быть не может. Между тем, как видно, для Павла главное — не «польза» церкви, рассматриваемой, как организация или даже как церковная община, а укоренение в Царстве тех, кто несёт церковные служения. Ведь у Церкви нет и не может быть более важной задачи, чем свидетельство о Царстве. И если те, кто в церковной общине наиболее заметен, сумеют стать живым примером Царства во всей его полноте, это станет лучшим свидетельством для каждого, кто придёт в Церковь в поисках новой жизни.