Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на 2 Фес 3:6-18

Говоря о необходимости каждому работать и своим трудом зарабатывать себе на хлеб, Павел, как видно, именно с таким образом жизни связывает следование тому, по собственному выражению апостола, «преданию», которое оставил фессалоникийской церкви он сам и его сослужители (ст. 6 – 10). Упоминая неких братьев, которые ничего не делают, а только, по собственному определению Павла, «суетятся», он советует держаться от них подальше, но не с тем, чтобы относиться к ним, как к врагам, а, как видно, с тем, чтобы не участвовать в суете, которая никому не приносит никакой пользы (ст. 11 – 15). Контекст послания в целом позволяет предположить, что упомянутые апостолом суетящиеся братья суетились не только из-за сумбурности собственного характера, но, вероятно, ещё и потому, что они излишне напряжённо ожидали дня возвращения Спасителя.

Такое напряжённое, быть может, даже лихорадочное ожидание не могло не породить в церковной общине своеобразного «эсхатологического» ажиотажа, столь знакомого многим церквям самых разных эпох. По-видимому, Павел был решительным противником распространения в церквях подобного рода умонастроений. И дело тут, очевидно, не только в том, что они отнюдь не помогали, а, напротив, лишь мешали нормальной и полноценной духовной жизни, как вообще мешает ей всякая суета. Дело, прежде всего, в том, что они отвлекали христиан от главной задачи: освящения и свидетельства, без чего невозможно распространение Царства. В самом деле, весь смысл послания Павла фессалоникийской церкви сводится к тому, что возвращение Спасителя неотделимо от становления и раскрытия Царства в мире, что само это возвращение возможно, лишь как завершение процесса преображения мироздания, который определяется, прежде всего, активностью свидетелей Царства. Между тем, лихорадочное ожидание Второго Пришествия во времена апостола (как, впрочем, и во все другие), как видно, сопровождалось чем угодно, только не свидетельством о Царстве. В этом, впрочем, нет ничего удивительного: ведь такое излишне эмоциональное ожидание означает, прежде всего, то, что для ожидающих Царство ещё впереди; для них история Царства ещё не начиналась, она начнётся лишь в день Второго Пришествия, которое, в сущности, окажется для них не вторым, а первым: ведь первое, о котором свидетельствуют евангелисты, ничего для них не изменило, никак не повлияв на их жизнь.

Для христиан, живущих нормальной, полноценной духовной жизнью Царство — уже реальность, хотя оно ещё и не раскрылось во всей своей полноте; для лихорадочно ожидающих Второго Пришествия оно — лишь волнующее, будоражащее ум и сердце предчувствие, которое, конечно, имеет очень мало общего с жизнью Царства. И Павел советует верным держаться подальше от суетящихся братьев не потому, что он их ненавидит или презирает, а потому, что участие верных в такой суете не принесёт пользы ни суетящимся, ни самим верным. Первых оно не приблизит к Царству, а вторых может от него лишь отдалить. Приобщиться же к Царству можно, лишь перестав суетиться и начав жить, к чему и призывает Павел всех своих фессалоникийских братьев.