Мысли вслух на 2 Фес 2:13-3:5

От темы конца времён Павел переходит к теме избрания (2Фес. 2 : 13 – 14). На первый взгляд может показаться, что одно никак не связано с другим. Однако при ближайшем рассмотрении станет ясно, что это не совсем так. Говоря об «избрании ко спасению», апостол, несомненно, следует тому общепринятому в его времена в раввинистической среде представлению о Мессии и о народе Божием, которое предполагало, что и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до создания мира. Конечно, речь в данном случае идёт не о судьбе конкретных людей, которую Бог отнюдь не предопределяет, оставляя человеку свободу выбора, а лишь о самом факте существования народа Божия, которому суждено появиться в мире и сыграть свою роль в замысле Божием. Это представление Павел переносит на Церковь, в которой он видит новый народ Божий. Обращаясь ко Христу и приобщаясь к Царству, приобщившийся становится частью народа Божия, задуманного прежде создания мира, и участником плана, существовавшего от века. Но ведь и наступление Царства Божия тоже является частью этого плана, реализация которого вступила в новую, решающую стадию с приходом в мир Спасителя.
Распространение «слова», т.е. свидетельства, и есть не что иное, как вхождение Царства в мир: ведь именно через свидетельство приобщаются к нему ищущие новой жизни. Не случайно апостол говорит о важности распространения и «прославления» слова, а также о необходимости избавления от тех, кто проповедует Царство неискренне (2Фес. 3 : 1 – 2). Упоминая «прославление», Павел, несомненно, имеет в виду присутствие Божие, открывшееся Моисею во время Синайской теофании (Исх. 3 : 1 – 6) и сопровождавшее народ на всём протяжении его истории, которое впоследствии и стали называть «славой Божией» или «славой Яхве» (в Синодальном переводе «слава Господня»). Приобщение к Царству, само собой разумеется, предполагало и пребывание в присутствии Божием, то освящение верных, а через них — и всего мира, которое прежде, до прихода в мир Христа, было возможно лишь отчасти, а теперь стало возможным во всей полноте. В этом и заключается план Божий, участником которого становится каждый, приобщившийся к жизни Царства. Неудивительно, что история Царства и его становления в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом до конца мире, духовный путь каждого верного и тот замысел Божий, который определяет и то, и другое, оказываются соединены воедино. Царство принадлежит не одному Богу. Он делит его с каждым, кто, в свою очередь, готов разделить с Ним свою жизнь.