Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 21:43-46

Что имеет в виду Иисус, говоря: «...кто споткнётся об этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит»? И какое отношение всё это имеет к духовным лидерам того времени, к фарисеям и к учёным раввинам («книжникам»)? Под «камнем» Он, несомненно, имеет в виду Самого Себя. И, конечно, во всё время земного служения никто не мог сравниться с Ним, как полемист. Но только ли в этом дело? Да, Иисус, при желании, действительно мог переспорить любого. Но разве в этом заключался смысл Его миссии? Как видно, дело было не в том, что те, кто пытались спорить с Иисусом, неизбежно терпели поражение. А о чём же те притчи, которые упомянуты в тексте? Очевидно, о Царстве. И о том, как в Него войти. Наверное, и камнем Иисус называет не только Самого Себя, но и Царство. Вот только странно: почему Царство, пронизанное дыханием жизни, Царство, где нет места ни болезням, ни смерти, Иисус сравнивает с камнем, который служит скорее разрушению, чем созиданию? Конечно, краеугольный камень — важнейший элемент фундамента; но почему он при этом приносит столько проблем? Очевидно, такое может случиться лишь в том случае, если строители дома, игнорируя настоящий фундамент, пытаются строить на другом, ими самими созданном. Краеугольный камень — это угловой элемент фундамента, он слишком тяжёл для того, чтобы использовать его как-либо иначе, чем по прямому назначению. И все попытки сделать это обернутся одними лишь проблемами для тех, кто предпримет такую попытку. Так и с Царством: в том здании, которое называется духовной жизнью, основанием может быть только оно, так же, как в самом Царстве основанием может быть лишь Сам Спаситель. А в фарисейской среде постоянно предпринимались попытки найти альтернативу и Ему, и Царству, которое Он принёс в мир. И связаны эти попытки были с тем, что Царство получалось не таким, каким бы его хотели видеть религиозные люди, какими, без сомнения, были фарисеи. И неудивительно: ведь для них не Царство, а именно их религия стояла на первом месте. И они стремились сделать основанием Царства не Мессию, а религию. А все такие попытки неизбежно вели к подмене, к фальши, к обману и самообману. И не потому, что Царство не вмещает в себя религию, а потому, что ни одна религия не может вместить Царство, не говоря уже о том, чтобы быть его основанием. Но человеку религиозному чрезвычайно трудно принять эту простую истину. Настолько, что порой он готов отвергнуть Царство ради своей религии. И потерять его. Навсегда.