Мысли вслух на 1 Фес 5:1-11

Говоря о конце времён и о дне возвращения Спасителя, Павел вслед за Самим Иисусом напоминает о том, что никаких сроков тут определить невозможно. На первый взгляд это может показаться странным: разве Бог не открыл Мессии то, что Ему известно, тем более, когда дело касается столь важных вещей, от которых зависит спасение многих? Судя по собственным словам Христа, получается, что нет, хотя Сам Его небесный Отец о сроках знает. Между тем, ответ тут может быть проще, чем кажется многим: точной даты просто нет. Она смещается в зависимости от духовного состояния отдельных людей, Церкви, человечества в целом.
Ведь спасение — процесс богочеловеческий, и Бог видит ситуацию как с отдельными людьми, так и с Церковью, и с другими духовными сообществами, и с человечеством в целом, действуя сообразно с ней. Казалось бы, странно: почему это Бог должен идти на поводу у людей? Однако речь ведь идёт о спасении людей, обладающих свободой воли и уже испорченных грехопадением. Таких людей не просто не то что спасти, но даже уговорить спасаться, убедить в самой необходимости спасения.
Бог между тем хочет спасти, в идеале, всех, а в реальности — как можно больше людей. И Он готов менять Свой план, если такая перемена позволит спасти ещё хотя бы одного, если иначе этого одного не спасти. Но в таком случае точно сказать заранее, когда процесс завершится, невозможно в принципе, хотя Бог, несомненно, видит все возможные варианты его протекания и завершения. Но отдельному конкретному христианину это знание вовсе и не требуется. Знать тут не обязательно, тут важно быть готовым. Понимание логики процесса такой готовности само по себе отнюдь не гарантирует, тут всё упирается исключительно в духовное состояние человека.
Можно всё знать и понимать, оказавшись притом неготовым тогда, когда придётся действовать, а можно быть полностью готовым к действию, не зная никаких деталей и подробностей происходящего. Оно и понятно: ведь в духовной жизни всё происходящее происходит не «вообще» и не в глобальной перспективе, а здесь и теперь. И действие от человека в конкретной ситуации тоже нужно здесь и теперь, а понимание «ситуации вообще» тут ничем ему не поможет. Вот об этом и напоминает апостол фессалоникийским христианам, хотя он и уверен, что всё сказанное им и без того должно быть известно.