Мысли вслух на Кол 1:1-23

Начиная своё послание церкви в Колоссах, Павел как бы заново повторяет те основополагающие истины, без которых нет и не может быть христианства в его изначальном смысле, связанном с опытом жизни Царства. Неудивительно, что центром его свидетельства оказывается образ Мессии-Христа, без Которого христианство как опыт Царства невозможно в принципе (ст. 9 – 17). И если согласно традиционным раввинистическим представлениям Мессия был задуман Богом ещё до сотворения мира, то для Павла Мессия становится Тем, без Кого мир немыслим, Тем, на Ком он держится и Кто составляет подлинное его основание (ст. 15 – 17). Такая трансформация традиционных представлений вполне логична: если Мессия вмещает всю полноту Царства (ст. 19), а Царство и есть единственная настоящая, подлинная реальность, благодаря которой и ради которой существует всё остальное, то и Сам Мессия вполне естественно становится тем основанием, на котором держится мироздание.
Но для христиан, главной задачей которых является приобщение к жизни Царства, а затем укоренение в ней, важнее всего оказывается открывшаяся с приходом в мир Христа возможность полного очищения от греха, без которого в Царство не войти (ст. 13 – 14). В прежние времена Бог очищал Свой народ от греха посредством очистительных жертвоприношений, но такое очищение не было полным: так можно было очиститься лишь от греха, совершённого невольно, по незнанию или под принуждением. На большее освящённой присутствием Божиим крови жертвенных животных не хватало. Теперь же у каждого ищущего Царства появилась возможность очиститься от любого греха, начав свою духовную жизнь сначала и посвятив её пути в Царство. Царство для апостола есть не что иное, как соединение неба и земли, Церковь для него оказывается в этом отношении не прообразом даже, а формой существования Царства в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом мире (ст. 18 – 20); но не менее важным оказывается для Павла и то преодоление ищущими Царства собственной греховности, без которого в Царство не войти (ст. 21 – 23). Задача Церкви двуедина: она, с одной стороны, должна стать пространством Царства в преображающемся мире, будучи, с другой стороны, общиной спасающихся, сообществом людей, идущих путём Царства, но далеко ещё не достигших цели. Раскрытие полноты Царства в нашем преображающемся мире неотделимо от духовного становления его обитателей, а завершится этот процесс лишь в конце времён с возвращением Христа.