Мысли вслух на Мф 12:38-42

Слово «знамение» мы сегодня понимаем как чудо. Между тем соответствующее ему греческое слово, да и само «знамение» в изначальном смысле, который оно имеет в старославянском или в древнерусском языке, означает «знак». Получается, что слушающие Иисуса люди ожидают от Него какого-то знака, который говорил бы… собственно, о чём? О Его мессианстве?
Вполне возможно: ведь, как считалось в те времена, Мессия, придя, должен был доказать Своё мессианство, в том числе и некоторыми вполне определёнными знаками, среди которых должны были быть и чудеса, проявления Божьей силы, доказывающие, что Бог действительно с Ним и что Он поручает Ему то служение, на которое Он претендует. Вообще же, говоря шире, знаков ожидали для того, чтобы убедиться, что действует действительно Бог, а не человек по своей собственной воле. Таких знаков ожидали и требовали от Иисуса: по ним слушающие Его хотели определить, кто же перед ними на самом деле. Казалось бы, требование вполне закономерное, если бы не одно «но»: свидетельств того, что Бог действительно с Ним, Иисус явил более, чем достаточно, о чём Он и говорит окружающим Его людям.
Таких явлений Царства, его дыхания, его силы, таких зримых знаков Божьего присутствия Израиль прежде не видел, и многие, смотревшие на ситуацию непредвзято, с этим соглашались. Конечно, знаки были не совсем такие, каких ожидали, но они были налицо. Нежелание многих видеть очевидное делало бессмысленным новые знаки: кто хотел, уже увидел, кто не хотел видеть, не увидел бы ничего, какие бы знаки ему ни продемонстрировать. Было, однако, и другое: увлечение знаками само по себе не всегда приносит человеку духовную пользу.
Знак — лишь указатель на главное, он не должен становиться чем-то самодостаточным и самодовлеющим. Знаки похожи на географическую карту, которая схематически изображает реальную местность: на разных картах система условных обозначений может отличаться, но, если карта верна, географические реалии она во всяком случае передаст адекватно. Отвергать карту с необычной системой условных обозначений лишь потому, что такая система непривычна, означает забыть о назначении географической карты как таковом. Потому и не старается Иисус соответствовать ожиданиям публики в том, что касается знаков: Ему ведь важно Царство, а не указатели.