Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 13:44-54

Что, интересно, имеет в виду Иисус, говоря о «книжнике, наученном Царству»? О какой сокровищнице Он говорит? И как сказанное связано с притчами Спасителя о Царстве, в которых Он сравнивает Царство с найденным сокровищем и с пойманной рыбой? В самом деле, смысл, к примеру, притчи о найденном сокровище вполне понятен: когда дело касается чего-то действительно ценного, ради такой ценности можно пожертвовать всем, всё продав и купив то, что даст доступ к этой ценности. Человек, знающий и понимающий, что такое Царство, готов отдать всё ради того, чтобы получить возможность встать на путь, ведущий в Царство. Конечно, купить поле ещё не означает получить сокровище, поле — лишь место, где его можно найти, так же, как путь в Царство — ещё не само Царство во всей его полноте. Но встать на путь, тем не менее, означает сделать первый и важнейший шаг, направившись в нужном направлении. «Книжник», т.е. теолог, «наученный Царству», как видно, прежде всего должен быть в состоянии правильно расставить приоритеты: от своих познаний и от своей традиции он может и не отказываться, но сделать так, чтобы всё это работало на решение главной задачи — движения к Царству, совершенно необходимо. От чего-то, вероятно, придётся и отказаться, но, если одна жемчужина ценнее всего остального товара, обмен имеет смысл. Но просто встать на путь, ведущий в Царство, ещё недостаточно: ведь, судя по притче о множестве пойманных рыб, на пути этом и даже у порога Царства могут оказаться многие, потому что невод раскинут предельно широко. История Царства — это, прежде всего, история его раскрытия в нашем преображающемся мире, а потому так или иначе о нём узнает и с ним соприкоснётся каждый, хотя бы один раз в своей жизни в конце времён. Но само по себе такое соприкосновение ещё ничего не гарантирует: в сети попадает разная рыба, но попадание в сеть ещё не означает попадания в заветную корзину: негодная рыба возвращается обратно в море. Как видно, путь в Царство действительно открыт каждому, а вот попадание туда, а значит, и спасение не гарантировано никому. Приход Христа стал для нас гарантией лишь возможности спасения, осуществление которого зависит во многом от нашего собственного выбора и от нашей собственной решимости. И не только тогда, когда мы встали на путь, ведущий в Царство, но и тогда, когда мы уже идём по этому пути.