Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Еф 2:11-22

Продолжая разговор о спасении и о новом народе Божием, Павел обращает особое внимание на его духовную связь с прежним народом Божиим, с народом еврейским. Собственно, для апостола не существует двух разных народов: ведь Бог задумал и создал лишь один Свой народ, и приход Христа ничего в этом замысле не изменил, он лишь расширил границы народа Божия, включив в него тех, кто без Христа никогда не стал бы его частью (ст. 11 – 13). Но расширение не было чисто механическим, оно предполагало новое качество не только присоединяющихся к народу недавних язычников, но и самих евреев. Речь идёт прежде всего о том полном очищении от греха, которое возможно лишь кровью Христовой: ведь кровь тех очистительных жертвоприношений, которые в народе Божием совершались с древних времён, не могла избавить ни отдельного человека, ни весь народ в целом от власти греха полностью, очищая его лишь частично. Теперь, с приходом в мир Спасителя, пролитая Им на кресте кровь, Его смерть и Его воскресение дают возможность каждому очиститься полностью, так, чтобы грех уже не имел над очистившимся никакой власти (ст. 13).

Но дело не в одном лишь очищении, хотя полное избавление от греха является необходимым условием пребывания в Царстве. Дело ещё и в новом качестве духовной жизни, тех отношений, которые связывают верных с Богом, со Христом и друг с другом. Павел, разумеется, не случайно говорит о кресте, который «убивает вражду» между двумя прежде разделёнными частями человечества (ст. 16). Ведь именно крестная смерть Спасителя и Его воскресение открыли каждому ищущему дорогу в Царство. Прежде, говоря о Торе, учителя и наставники вели речь о заповедях и о том, как, соблюдая их, достичь праведности и стать живой Торой (апостол называет это «законом заповедей», ст. 15), хотя никто никогда не дерзал говорить о достижении им поставленной цели. Теперь появился Тот, Кто Сам стал примером живой Торы, осуществив то, о чём прежние учителя могли лишь говорить как о прекрасном, но недостижимом идеале (ст. 15; соответствующее греческое слово может означать не только «учение», но также и «пример», «образец»).

Явленное Спасителем новое качество духовной жизни и упраздняет преграду, прежде стоявшую непреодолимой стеной между народом Божиим и остальным человечеством: ведь теперь жизнь Царства, войдя в мир через Христа и во Христе, стала доступной каждому ищущему. Исходящее от Отца дыхание Царства теперь одинаково доступно как принявшим благую весть евреям, так и обратившимся ко Христу недавним язычникам (ст. 17 – 18), так, что теперь и те, и другие могут не только жить одной жизнью Царства, но и вместе созидать его, участвуя в осуществлении связанных с ним планов Божиих (ст. 19 – 22).