Мысли вслух на Еф 1:1-14

Начиная своё послание христианам Эфеса, Павел сразу же обращается к одной из центральных тем христианской жизни — к теме Мессии и народа Божия. Говоря о Церкви и о христианах, апостол, как видно, отталкивается от хорошо известных в те времена положений раввинистической традиции, согласно которым Мессия и народ Божий были задуманы Богом ещё до сотворения мира. Речь, конечно, шла в данном случае не о судьбе конкретных людей, которую Бог не предопределяет заранее, а о самом факте существования народа Божия и о неизбежности наступления с приходом Мессии мессианского Царства. Очевидно, для Павла история Церкви как нового народа Божия неотделима от личности Самого Спасителя, причём связь эту апостол также считает частью предвечного замысла Божия (ст. 3 – 5).
Но Павел понимает и другое: новый народ Божий — не просто продолжение прежнего, хотя исторически он связан с ним так же, как Церковь связана с яхвистской общиной и с Синагогой. Этот новый народ с самого начала был задуман Богом как сообщество жителей Царства. Но для такой жизни необходима полная свобода от греха, невозможная для падшего человека. И тогда Иисус сам освобождает тех, кто станет частью Его народа. Павел говорит об этом, прибегая к традиционному для яхвистской культовой традиции понятию искупления, искупительной жертвы, освобождавшей согрешившего от последствий греха, совершённого невольно, т.е. вынужденно или по незнанию. Во время очистительного жертвоприношения («жертвы за грех») согрешивший приносил публичное раскаяние в совершённом им невольном грехе, очищаясь кровью приносимой им жертвы, которой его окроплял священник.
Для христиан же очистительной жертвой оказывается Сам Иисус: ведь именно Он ценой Своей жизни («крови») открывает Своим последователям путь к освобождению от власти любого греха, не только невольного, но даже совершённого сознательно (ст. 7 – 10). Аналогия очевидна: в обоих случаях согрешившего очищает Сам Бог, приобщая согрешившего к Своей жизни через откровение Своего присутствия в мире. Но мера полноты этого присутствия различна: прежде оно открывалось человеку лишь отчасти, теперь, после прихода в мир Христа, оно оказалось явлено во всей полноте. Потому и очищение, прежде неполное и относительное, становится теперь полным и абсолютным, освобождая очищаемого от греха и открывая ему путь в Царство.