Мысли вслух на Мф 12:9-13

Суть конфликта между законом и благодатью, между Христом и законниками, как в капле воды, отражается в этом исцелении. Законники спрашивают Христа, чтобы обвинить Его. Вопрос же, строго говоря, состоит в том, что важнее: соблюдение предписаний закона (в абсолютной и буквальной богоданности которого никто из законников не сомневается) или милосердие, жалость к страдающему человеку. Конфликт идей: с одной стороны, говоря славянским словом, «богописанный» закон, который иудеи воспринимают как единственное выражение воли Творца; с другой стороны: «милости хочу, а не жертвы, и познания Бога более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Проблема не в том, можно ли перетолковывать и дополнять закон: иудеи это сплошь и рядом себе позволяют. Но позволяем ли мы Богу иметь ничем не связанную волю? Даем ли мы Ему право миловать? Христос часто повторяет нам, что каким судом судим, таким и мы будем судимы. Законники же хотят, чтобы Бог ограничил свое милосердие рамками известного им закона.
В ответ на это Христос делает совершенно то же, что Он сделал некогда с пророком Ионой. Он предлагает законникам увидеть ситуацию с Его точки зрения. Ионе, который обиделся на Бога за то, что Он пожалел покаявшихся ниневитян, Бог дал растение, от сожаления о котором Иона готов был лишиться жизни, — и предрек тем самым, что Он Сам отдаст Свою жизнь от жалости к нам (Ион. 4:6-11). Законникам капернаумской синагоги Он предлагает вопрос об овце, потому что превосходство человека над скотом отчасти подобно превосходству Всемогущего над самим человеком. Итак, если вы жалеете погибающую без вашей помощи тварь, то, перефразируя Ион. 4:11, «Мне ли не пожалеть страдающего человека». Как и во всей Библии, мы видим здесь великое откровение о том, что побудительный мотив действий Божиих в мире — сострадание к нам. Между прочим, Своим ответом Иисус обосновал и законность Своего поступка: можно в субботы делать добро. Заповедь говорила: во все дни делай дела твои. А добро — дело Божие, и его можно делать всегда.