Мысли вслух на 2 Кор 12:1-10

Говоря о своём духовном опыте, Павел отчётливо различает в себе двух разных людей. Конечно, речь не идёт о каком-то шизофреническом раздвоении личности. Здесь перед нами снова та объективно существующая двойственность, от которой даже живущим в Царстве не уйти до конца времён. Апостол, разумеется, прекрасно понимает, что человек, побывавший на «третьем небе» (ст. 1 – 4), — он сам. Как видно, опыт пребывания на «третьем небе» и был опытом Царства, столь ярко пережитым Павлом. Но он понимает также и то, что нынешнее его духовное состояние ещё очень далеко от того, каким оно должно было бы быть, если бы он смог вместить в себя жизнь Царства в той полноте, какая открывалась ему в лучшие минуты (ст. 5 – 6). Павел, как всякий духовно трезвый человек, отдаёт себе отчёт в том, что наше духовное состояние определяется не тем, что мы можем увидеть, а тем, что мы в состоянии вместить. Он не случайно говорит о некоем, по собственному своему выражению, «жале в плоть», от которого ему так и не удалось избавиться, несмотря на все обращённые к Богу просьбы (ст. 7 – 9).
Как видно, просьба была оставлена без ответа не случайно, и апостол это понял: будь всё иначе, Павел легко мог бы подумать, что он вполне соответствует духовно тем откровениям, которые получил. Между тем, он прекрасно понимает, что речь, в сущности, идёт о своего рода авансе. Авансе, который получает каждый, однажды приобщившийся к Царству. Это и не удивительно: ведь иначе никто никогда не был бы в состоянии даже увидеть его. Но первое приобщение к жизни Царства не означает ещё, что путь завершён: он продолжается дальше с тем, чтобы, раз приобщившись к Царству, приобщившийся всё более и более вмещал бы его в себя, вбирал в себя дыхание Божие, которым пронизано Царство, духовно преображаясь и возрастая. И чем менее сильным и совершенным ощущает себя человек, тем легче ему идти этим путём (ст. 10). Путём, ведущим к той полноте, которая ожидает жителей Царства в конце времён.