Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на 1 Кор 15:35-50

Продолжая разговор о всеобщем воскресении, Павел, как бы полемизируя с неким неизвестным нам оппонентом, делает особый акцент на том, что воскресение невозможно без качественного изменения человеческой природы, которое на библейском языке называется преображением. По-видимому, многие из недавно обратившихся ко Христу язычников смотрели на воскресение ещё по-язычески, и у них возникал вполне резонный вопрос: не будет ли воскресение чем-то противоестественным, неким движением вспять, как если бы, к примеру, река вдруг потекла бы к истоку вместо устья (ст. 35)? Отвечая на этот вопрос, апостол указывает на то, что смерть не завершение пути и начало деградации, а лишь один из этапов того духовного движения, которое завершается полным преображением человека, идущего за Христом и приобщившегося к жизни Царства (ст. 36 – 38). Весь сотворённый Богом мир имеет отношение к тому, что называется «славой», под которой в Библии подразумевается присутствие Божие, хотя мера этой «славы» у каждого творения своя (ст. 39 – 41). Всё может быть преображено и будет преображено в конце времён, а мера славы определит место и качество каждого творения Божия в новом, преображённом мире. У человека же в Царстве свой, особый путь. Преображение человека предполагает прохождение через смерть и её преодоление (ст. 42 – 44).

Путь человека в этом отношении подобен земному пути Самого Спасителя, Который тоже прошёл через смерть для того, чтобы Царство могло войти в наш, ещё не преображённый мир. Говоря о «душевном теле», апостол, очевидно, имеет в виду ту непреображённую и повреждённую грехом человеческую природу, которая живёт преимущественно естественной, природной жизнью, оттесняющей на второй план жизнь духа. Но такое состояние человека является временным, ведь Бог с самого начала сотворил человека с тем, чтобы дать ему Царство во всей полноте. Грехопадение отсрочило и замедлило решение этой задачи, но не отменило её, и земной путь человека лишь тогда имеет смысл, когда он направлен к Царству и завершается в нём (ст. 45 – 49). А преображение человеческой природы — необходимый этап этого пути, ведь природа, в том числе природа человеческая, в её нынешнем состоянии для Царства не годится и в него не войдёт (ст. 50). Царство не какая-то особая христианская форма посмертного бытия, как, вероятно, думали некоторые христиане Коринфа, а полнота жизни, открывающаяся человеку в конце пути после преображения и обновления. Жизни, доступной каждому уже в этом, преображающемся, хотя ещё и не преображённом до конца, мире.