Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на 1 Кор 10:23-33

Практические советы апостола касательно идоложертвенного достаточно просты. Если никто тебе не указывает на тот факт, что предлагаемая тебе пища посвящена какому-нибудь языческому богу или духу, ешь спокойно: не стоит быть сверхбдительным и просчитывать все возможные шансы на осквернение идоложертвенным.

Оно и понятно: ведь Павел прекрасно понимает, что в сущности все боги и духи язычников для христианина — ничто, потому, что, даже будучи вполне реальными тварными (иногда падшими) духами, они не могут противостоять силе Царства и его дыханию. Христианам нечего бояться какого бы то ни было вреда от этих духовных существ самих по себе. Проблема не в них, а в людях и в свидетельстве.

Можно всё, можно даже есть идоложертвенное, но не будет ли такое поведение антисвидетельством? В некоторых случаях очевидно будет. Например, когда приходишь в дом к язычнику (а по сути, в те времена, просто к светскому человеку), и он предлагает тебе еду, упоминая притом, что предлагаемое посвящено кому-то из языческих богов. Разделяя такую трапезу, невольно разделяешь и отношение сотрапезника к его богу, и тут уже налицо фактическая измена Христу, притом на глазах у того, кто, может быть, хотел бы видеть в тебе пример верности Ему, а не безразличия.

Во всяком случае, свидетельством такое безразличие уж точно не станет. Иное дело, если хозяин просто предлагает разделить с ним трапезу, не говоря ничего ни о каких богах. В таком случае, конечно, можно было бы начать допрос хозяина с пристрастием на предмет того, не является ли как-нибудь случайно предложенная им пища идоложертвенной. Может быть, сам он и не знает ничего такого, но если подумать и вспомнить… словом, трапеза в таком случае скорее всего закончится, не начавшись.

А хозяин дома, обычный светский человек, убедится в том, что христиане — это какие-то «сдвинутые» на религиозных запретах люди, с которыми невозможно сидеть за одним столом: они замучают всех своим тщательным исследованием всего, что на столе, на предмет религиозной чистоты. Вряд ли такое «свидетельство» можно считать христианским. Вот из этого и исходит Павел: если своя совесть не осуждает, значит, надо думать о том, насколько твоё поведение может послужить свидетельству о Христе и о Царстве, и действовать соответственно.