Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Деян 10:37-43

Говоря о Христе и о Царстве, Пётр описывает ту духовную динамику, которая связана с распространением Царства в мире и в которой человек принимает самое непосредственное участие. Воскресший Христос вначале является тем, кто принял Его во время Его земного служения, а они, в свою очередь, свидетельствуют остальным о воскресении.

На первый взгляд такое свидетельство может показаться не самым эффективным: процесс оказывается длительным и не всегда результативным как из-за самих свидетелей, так и из-за столь свойственного падшему человеку недоверия ко всему, что касается духовной реальности. Не проще ли было бы Спасителю явиться миру Самому, так, как Он описывает Своё явление в конце времён? Тогда бы уж точно убедились и поверили все!

И всё же Иисус не идёт на это. Одной из причин можно считать Его уважение к нашей свободе: Он не хочет давить на нас очевидностью Своей превосходящей всякое человеческое понимание силы, которая стала бы для нас очевидной, явись Он нам во всей полноте Своей божественности. Ему не нужны последователи, избравшие Его не свободно, из любви, а вынужденно, под влиянием превосходящей и подавляющей силы.

Есть и ещё одна причина: наше спасение. Если бы вся полнота Царства была явлена миру уже в дни воскресения (а это было вполне возможно), спасшихся вряд ли было бы много. Конечно, Бог не может гарантировать ничьего спасения, Он может лишь предоставить каждому всё необходимое и достаточное для того, чтобы спастись, что Он и делает через посланного Им Мессию.

Но участие людей в процессе раскрытия Царства в нашем уже преображающемся, хотя ещё и не преображённом до конца, мире делает спасение ближе и доступнее для ищущих. С одной стороны, полное и окончательное торжество Царства отодвигается, давая ещё не определившимся дополнительное время для выбора и принятия решения. С другой, участие конкретных, живых людей, уже сейчас живущих жизнью Царства и могущих об этой жизни свидетельствовать, помогает ищущим понять, что Царство — не только явление Божьей силы, но и дыхание Божьей любви. И делает более вероятным, что выбирающие Бога и Царство выберут Его не только потому, что Он — полнота силы, но прежде всего потому, что Он — полнота любви.