Мысли вслух на Иов 42:10-17

Эпилог Книги Иова (ст. 10 – 17) напоминает традиционный счастливый конец восточной сказки. На первый взгляд может показаться, что в жизни Иова, по существу, ничего не изменилось: ведь он всего лишь получил назад то, что потерял, когда на него обрушились те беды и несчастья, о которых говорится в начале Книги. Но дело всё же обстоит не так просто. С одной стороны, в прологе Книги речь шла именно об испытании, о проверке праведности Иова. И Иов выдержал эту проверку. Такое утверждение может показаться странным: ведь Иов, как видно, сам раскаялся во всём, что говорил Богу, и отказался от всех требований к Нему, включая и требование признать себя праведником. Но ведь и испытание праведности Иова не было лишь формальным экзаменом на соответствие неким критериям праведности. Бог, как видно, хотел показать Иову, что такое настоящая праведность, не та религиозность, которая, при всех своих возможностях, всё же остаётся делом рук человеческих, а праведность Божия. Но для этого Иов должен был дойти до той границы, до которой может дойти человек, ищущий праведности своими собственными, человеческими усилиями.
И Бог даёт Иову до неё дойти. Потому-то Он и не осуждает Иова даже тогда, когда тот бросает в лицо Богу достаточно серьёзные обвинения, которые в иной ситуации вполне можно было бы расценить как кощунство или богохульство. А когда встреча Иова с Богом, наконец, происходит, Иов оказывается готов увидеть и услышать то, что человек религиозный обычно вынести не в состоянии. Но Иову уже нечего терять, у него впереди только шеол, и он готов принять от Бога всё, лишь бы восстановить отношения с Ним и вновь обрести потерянный смысл жизни вообще и собственной жизни в частности. Неудивительно, что, когда отношения с Богом у Иова восстановились, он вновь обретает утраченное благополучие. Оно в данном случае важно не только само по себе, но, прежде всего, как символ этих утраченных и вновь обретенных отношений. Качество их, конечно, стало иным. Но ведь внешне в нашем, ещё не преображённом мире это новое качество заметить далеко не так просто, для окружающих Иов как был «идеальным праведником», так им и остался. А то, что стояло за привычной внешностью, вероятно, осталось скрытым от чужих глаз. Оно и было тайной духовной жизни Иова. Тайной, которую приоткрывает нам автор Книги.