Мысли вслух на Мк 4:35-41

Рассказ евангелиста Марка в сегодняшнем Евангелии завершается вопросом учеников «Кто же Сей?», очень существенным в общем контексте Нового Завета. В этом эпизоде в целом очень ясно видна дистанция между учениками — обыкновенными людьми, такими же, как и мы, и Иисусом. На озере разыгралась сильная буря, и евангелист подчеркивает, что лодка уже наполнялась водою. Это значит, что еще две-три волны, и лодка просто пойдет ко дну. Все, кто находится в лодке, в такой момент либо стараются веслами удержать лодку носом к волне, либо вычерпывают воду. А Господь спит, потому что весь день Он проповедовал и очень устал.
Ученикам, должно быть, жалко будить Его, и удивительно, что Он сам не просыпается от качки. В такие минуты резко нарастает напряжение, и ты очень ясно чувствуешь свою малость и слабость. Находящийся в такой момент в лодке человек ясно понимает, что если не придет помощь от Всемогущего, то уже ничто не защитит тебя, и ты, песчинка в руках стихии, пойдешь ко дну. Спать в такой момент никак невозможно. Мы не знаем, хотели ли ученики, чтобы Иисус вместе со всеми вычерпывал воду из лодки, или чтобы Он помолился, но во всяком случае они вовсе не ожидали того, что сделал Он Сам.
Когда опасность становится слишком близкой, они будят Его и с некоторым раздражением спрашивают: «Ну что Ты спишь? Неужели Тебе безразлично, что все мы (и Ты в том числе) погибаем?». И на фоне этого охватившего учеников ощущения собственной ничтожности и бессилия проснувшийся Иисус поворачивается к морю и просто говорит ему: «Умолкни». Причем не величественно и грозно, как заклинают стихии сибирские шаманы, а так, как усталый человек говорит разлаявшемуся псу: «Да замолчи ты!» — таков смысл греческих глаголов. И море замолкает.
В наступившей тишине вопросы Иисуса ученикам слишком живо напоминают им вопросы Всемогущего Иову: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2) и «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось» (38:9). Они чувствуют присутствие Самого Вседержителя, и их охватывает священный трепет, смешанный с радостью избавления. Нечто подобное они почувствуют, когда Он придет к ним через запертые двери в день Своего воскресения. И вопрос «Кто же Сей» в устах знающих Библию людей — риторический, это форма исповедания божественной природы Сына Человеческого.