Мысли вслух на Мф 3:13-17

Совершаемое Иоанном крещение восходит духовно к предсказанию пророка Иезекииля, в котором Господь говорит устами пророка: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:25-27). Здесь речь идет о сквернах, об идолах, о самом низком в сознании правоверного иудея. И одновременно о том, что крещением обретаем духа, обретаем силу выполнять заповеди Божии. Господь обещает дать нам это крещение. Дать. И вдруг Он Сам его принимает. Непонятно. На первый взгляд совсем не понятно. Зачем, если это нужно, чтоб очиститься от скверн? Ведь в Нем, даже и в Его земном обличии, нет ни тени греха! Одни современные исследователи полагают, что это проявление кеносиса, снисхождения до самых глубин, а точнее низов человеческого общества. Да, это так. Как верно и другое распространенное толкование, говорящее о том, что Христос принимает крещение для того, чтобы показать нам путь, по которому мы должны пройти, путь покаяния. Но есть и еще одно толкование. Оно принадлежит епископу Кассиану (Безобразову), одному из крупнейших библеистов 20-го века. Ведь Господь говорит (мы вновь возвращаемся к цитате из пророка) о чистой воде. Чистой, разумеется, в духовном смысле. А что делает воду чистой? Вот в этом и смысл принятия Христом крещения: Он, войдя в воды Иордана, освятил их Собою, соделал воду чистой. И при каждом новом крещении мы черпаем воду из того чистого источника. Прибавим еще о том, почему праздник еще называется Богоявлением. Это потому, что здесь впервые на страницах Евангелия Господь являет Себя во всей полноте Своей Триипостасной Сущности. И, наконец, два последних замечания. Первое. В синодальном переводе мы читаем, что Дух Божий является в виде голубя, но в греческом тексте употреблено слово перистера – женского рода, в виде голубки. Об этом мы не должны забывать, ибо это вытекает из Ветхого Завета, где сказано, что Дух Божий парил над миром, словами, принятыми для обозначения того, как птица парит над гнездом (Быт 1:2). И второе. Откровение же Сыновства восходит к исполнению пророчества Исаии (42:1).