Мысли вслух на 1 Цар 8:7

Самуил относится к идее избрания царя и установления светского правления не просто скептически, а резко негативно. И Бог подтверждает его позицию, сказав Своему служителю, что, желая избрать себе царя, Его народ отвергает не столько Самуила, сколько Его, своего Бога. Что это: промысел Божий или идеология вождей раннепророческого движения? Наверное, и то, и другое. Сегодня уже, наверное, никто из исследователей Библии не сомневается в том, что духовные лидеры пророческих общин эпохи первых царей к светской государственности относились резко негативно, считая её языческим изобретением, не подходящим и не нужным народу Божию. Идеалом их была теократия — власть харизматического лидера, ведомого Богом (такие лидеры, их называли в те времена «судьями», были обычно тесно связаны с пророческой средой). Но дело не только в позиции Самуила или других раннепророческих лидеров. Библия вообще относится к светской власти весьма насторожённо. И дело тут в том, что, с точки зрения авторов всех или почти всех библейских книг, хорошей власти в падшем мире быть не может по определению; она может быть или плохой, или очень плохой. Беда, однако, в том, что и теократия имеет тенденцию вырождаться или в анархию, или в иерократию, когда на место харизматического лидера (из которых некоторые действительно действовали по воле Божией) приходят руководители той или иной религиозной общины, выдавая за волю Божию свой личный или корпоративный интерес. И тогда падшая светская власть в падшем мире оказывается меньшим из двух зол. Она, конечно, творит немало зла, которого может сделать бесконечно много, если её не ограничивать. Но она, по крайней мере, не претендует на то, что творит его во имя Божие.