Мысли вслух на 2 Езд 5:69-70

Судя по описанным во Второй Книге Ездры событиям, отношения возвратившихся из Вавилона в Иудею репатриантов с местными жителями складывались далеко не просто. Это может показаться странным: ведь речь идёт, в сущности, об одном и том же народе, одна (меньшая) часть которого была в своё время депортирована в Вавилон, а другая (большая) осталась в Иудее.
Оставшиеся в Иудее жители смешались с жителями других областей Вавилонской империи, которых переселили в Иудею завоеватели, но в языковом и культурном отношении они остались евреями. Вера их была полуязыческой, они поклонялись не только Яхве, но и другим богам (отчасти местным, отчасти завезённым из мест прежнего обитания), но ведь и евреи допленной эпохи в этом отношении мало от них отличались: окончательно от язычества они избавились лишь в Вавилоне.
В еврейской общине Вавилона за время плена сформировалась, по сути, новая религия — иудаизм. За время плена у живущих в Вавилоне евреев появилась Тора, состоявшая из шести книг (Торы в таком формате до плена не существовало), Синагога, новая гимнография и, главное, новая ментальность, ментальность этноконфессиональной общины, общины крепко сплочённой, но достаточно замкнутой, с новой, специфической религиозностью, совершенно незнакомой и непонятной тем, кто оставался в Иудее. И теперь эта община отнюдь не горела желанием принимать в свои ряды живших в Иудее полуязычников, совершенно им чуждых во всех отношениях, хотя и имевших общие с ними этнические корни.
На таком фоне ответ Зоровавеля и Иисуса становится очень понятным, так же, как вполне понятной и ожидаемой оказывается реакция местных жителей: они прекрасно понимали, что, если эти, как они их воспринимали, пришельцы станут в Иудее хозяевами (а дело шло к тому), им в такой новой Иудее места не останется. И они, естественно, постарались сделать всё, чтобы Храм не был восстановлен никогда.
Так этноконфессиональная замкнутость и религиозное самодовольство нарушили мир в Иудее между двумя частями одного, по сути, народа, создав проблемы обеим сторонам на долгие столетия (вражда между евреями и самарянами — потомками остававшихся в Иудее в вавилонский период жителей — продолжалась вплоть до 70 г. н.э., до конца эпохи Второго Храма).