Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на 2 Макк 12:45

Библейские книги ничего или почти ничего не говорят нам о посмертной участи умерших. А то немногое, что мы всё же об этом узнаём, едва ли можно считать элементом собственно яхвистского откровения. Представления о шеоле, о царстве мёртвых, о мире теней, который раньше или позже ждёт каждого, были у всех народов древнего Ближнего Востока, да и не только у них. Ничего оригинального, ничего собственно яхвистского в них нет. Можно было бы сказать, что яхвистское откровение целиком и полностью сосредоточено на воскресении, которое ожидает всех в день Суда, когда каждый получает по заслугам в соответствии с прожитой им на земле жизнью. А что же до Суда? На этот вопрос Библия не отвечает, отсылая нас к традиционным дояхвистским и добиблейским представлениям. И всё же в эллинистическую эпоху, за несколько столетий до прихода Христа, в иудейской среде сложились некоторые представления о посмертной участи праведника. Суть их сводилась к тому, что, в отличие от тех, кто пути праведности не знал, праведник избегает шеола. Он по милости Божьей в момент смерти погружается в некое подобие земного сна с тем, чтобы проснуться в день Суда и получить заслуженную награду. Таким образом он избегает мучительного существования в мире теней, которое если и можно назвать жизнью, то лишь с большой натяжкой. В этих представлениях, основанных не столько на библейских текстах, сколько на иудейской традиции, очевидно, отражено понимание того факта, что милосердный Бог не может оставить Своего человека на произвол судьбы, отдав его во власть мира теней. Мысль, исходящая из представлений о Царстве, как о полноте жизни Божией, в которой смерти места нет.