Мысли вслух на Быт 2:4-19

Что же всё-таки такое человек: земная пыль («прах») или образ Божий? А может быть, одно другому вовсе и не мешает? Если Бог творит человека «из пыли», то, очевидно, ничего плохого в этом нет. Тем более, что из «мельчайших пылинок», судя по свидетельству Книги Притчей, состоит вся вселенная. А если так, то, значит, состоять из пыли означает, коротко говоря, быть частью той вселенной, которую сотворил Бог. Не больше, не меньше. И, уж конечно, ничего унизительного в этом нет. Но где же уникальность человека? Казалось бы, у человека есть нечто уникальное, называемое «душой». Но, оказывается, она есть и у других живых существ. Душа в том смысле, в каком говорят о ней библейские книги, представляет собой своего рода жизненную силу, присущую любому живому существу. Выходит, и в этом человек не уникален? Тогда в чём же? Свою душу, свою жизненную силу человек обретает вместе с тем дыханием, которое Бог вдувает ему «в ноздри» (таков буквальный смысл еврейского текста). Приняв его, человек оживает. Душа животных, судя по свидетельству Книги Бытия, связана с кровью, она — начало чисто природное, всецело принадлежащее своему обладателю. С человеком всё иначе: его душа, его жизнь, в сущности, ему не принадлежит, она принадлежит Богу, а человеку даётся в пользование. В известном смысле можно было бы сказать, что человек жив до тех пор, пока в нём дышит Бог. Но сам человек, разумеется, при этом богом не становится, он остаётся человеком, который, впрочем, получил от Бога такую свободу, что при желании он может даже забыть о Том, в Чьих руках находится его жизнь. Но если не забывать, то жизнь человека станет процессом по-настоящему богочеловеческим, когда дыхание Творца сливается воедино с волей и сознанием человека. Так, как и было задумано изначально.